Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 1МВ: лучшие «специалисты по жарке сосисок» (02). Антанта

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Это окончание статьи о лучших «Balloon-Busters» («Охотниках на баллоны») времен Первой мировой войны; НАЧАЛО НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Бельгия: Willy Koppens - 35 аэростатов (из 37 побед)

-2

Гренадер Вилли Коппенс (1892-1986) после отступления бельгийской армии и оккупации Бельгии немцами стал «бомбардировать» свое начальство рапортами с просьбой перевести его в авиацию. И в сентябре 1915 года утомившиеся читать рапорты Коппенса командиры направили его в летную школу. Однако там курсанты занимались рытьем окопов, а не обучением полетам: в летной школе не было самолетов! и разъяренный Коппенс за свой счет (для этого он долго копил деньги из своего солдатского жалования) уехал в Англию – учиться летному делу в частной школе. Получив в июле 1916 года диплом военного пилота, Вилли вновь оказался не у дел: бельгийскому командованию было не до формирования собственных авиачастей, и обучившиеся на пилотов бельгийцы прозябали в тылу, мучаясь от безделья. Лишь в январе 1917 года Коппенс получил назначение в эскадрилью легких бомбардировщиков; а в июне Вилли был переведен в истребительную эскадрилью, в которой служили лучшие бельгийские асы Жан Олислагерс и Андрэ де Мелемеестер. Несмотря на горячее желание превзойти этих летчиков, Коппенс длительное время не мог добиться успеха в воздушных боях: первый вражеский самолет он сбил только 25 апреля 1918 года. Бельгийцу никак не удавался маневренный бой; он никак не мог попасть в верткого маневрирующего противника. И тогда Коппенс решил перейти в «клуб истребителей баллонов», рассудив, что в неподвижную огромную «колбасу» попасть намного легче.

Утром 8 мая Вилли Коппенс уничтожил первые два аэростата. Правда, вторая в тот день победа далась летчику с трудом и огромным риском для жизни. Коппенс четырежды атаковал «колбасу», которая никак не хотела загораться, хоть бельгиец и расстрелял по ней весь свой боезапас. Тогда рассвирепевший Коппенс протаранил «Драккен», распоров его обшивку винтом своего самолета! Буквально чудом избежавший гибели вместе с уничтоженным им аэростатом, Вилли после этого подвига стал национальным героем Бельгии и единственным летчиком этой страны за всю историю бельгийской авиации, осуществившим воздушный таран. Восхищенный подвигом Коппенса король Бельгии Альберт присвоил Вилли баронский титул; так сын актеров стал бароном Хауптхульстским.

-3

Истребитель Коппенса с заглохшим мотором падает с протараненного им аэростата. На счастье летчика, встречный поток воздуха раскрутил винт, и мотор снова заработал…

После этого Коппенс подобно другим знаменитым асам той войны перекрасил свой самолет, чтобы издалека было видно: летит летчик, от которого врагу лучше держаться подальше. Вскоре его голубой истребитель «Анрио» стал известен всем немцам в районе Хауптхалле, где базировалась бельгийская эскадрилья, и о нем заговорили, как о «голубом бельгийском дьяволе». Хауптхалле стал самым опасным участком фронта для германских воздухоплавателей: уже к концу июля боевой счет бельгийского аса поднялся до 20 воздушных побед, 18 из которых было им одержано над «летающими сосисками».

В августе напуганные результативностью врага германские воздухоплаватели устроили барону Хауптхульстскому ловушку. Немцы набили гондолу аэростата взрывчаткой, рассчитывая взорвать динамит по проводам с земли в тот момент, когда бельгиец подлетит вплотную к «Драккену». Однако Вилли почуял неладное – по нему не стреляли с земли! Летчик не стал атаковать аэростат, и скрылся за облаками. Вновь у цели он появился внезапно, когда враги решили, что «голубой дьявол» уже не прилетит. Коппенс стремительно атаковал подозрительную «колбасу» со стороны солнца и зажег его первой же очередью. Расслабившиеся германские солдаты не успели среагировать на появление врага и нажать рычаг «адской машинки». Пылающий аэростат рухнул прямо среди палаток воздухоплавательной команды, и тут его динамит сдетонировал...

Барон Хауптхульстский стремительно увеличивал победный счет, оставив далеко позади всех своих товарищей. К 14 октября 1918 года на счету Вилли Коппенса числилось уже 36 побед. Утром этого дня он «изжарил» очередную «сосиску», но атака на второй аэростат завершилась плачевно: пулеметная очередь не покинувшего гондолу наблюдателя раздробила бельгийцу левую ногу. Оставив в покое невредимого врага, истекающий кровью Вилли с трудом добрался до своего аэродрома. Рана оказалась тяжелейшей, и летчику пришлось ампутировать ногу…

На этом закончилась летная карьера лучшего бельгийского аса. Всего за время участия в воздушных боях Вилли Коппенсу удалось одержать 37 побед – 2 над самолетами, а остальные 35 – над аэростатами, что сделало барона Хауптхульстского самым результативным «Balloon-Baster» Первой мировой войны.

Франция:

-4

1-е место среди «мастеров по жарке сосисок» у французов занимает сбивший 27 аэростатов Леон Буржад (Bourjade), о котором я уже публиковал отдельную статью «Асы 1МВ: «Крылатый священник» - «Убийца «Драккенов». Поэтому сейчас я дам информацию о французском «убийце аэростатов» №2 – Мишеле Куаффаре, тоже довольно необычном пилоте, который стал асом, будучи… непригодным к военной службе!

Michel Coiffard - 24 аэростата (из 34 побед)

-5

Мишель Куаффар (1892-1918) сын простого рабочего, в армии служил с 18 лет. В качестве артиллериста участвовал в колониальных войнах в Тунисе и Марокко, а затем в Первой мировой войне. Неоднократно был награжден и несколько раз ранен. После шестого ранения сержанта Куаффара медики признали не годным к службе, и поставили вопрос о его демобилизации. Однако Мишель настоял на переводе в авиацию: там тогда были самые низкие требования к здоровью – ведь летчик «воюет, сидя в кресле»! И после обучения летному делу Куаффар в июне 1917 прибыл в эскадрилью N-154 (впоследствии SPA-154).

Поначалу Куаффар довольно долго не мог добиться успеха. Первую победу он одержал только 5 сентября, а третью – лишь 2 февраля 1918 г. А потом на 3 месяца угодил в госпиталь из-за очередного (седьмого) ранения. В госпитале Куаффар узнал о награждении его орденом Почетного легиона; там же он услышал о пилоте Морисе Буайо - крупном специалисте по уничтожению вражеских аэростатов наблюдения. Еще будучи артиллеристом, Куаффар понял зловещую роль этих «воздушных сосисок», наводивших на войска точный огонь вражеской артиллерии. Это, и пример «истребителя сосисок» Буайо повлияли на дальнейшую судьбу летчика. Вернувшись в часть в начале лета 1918 года, он начал целую серию воздушных побед над германскими аэростатами. 30 июня Куаффар сжег подряд два «Драккена»; на следующий день - еще один аэростат. За 15 июля Куаффар «изжарил» целых три «сосиски», а за 17-е – еще две. На следующий день он уничтожил очередной аэростат и истребитель, пытавшийся ему помешать. А к концу июля счет Куаффара достиг 17 побед, 11 из которых были одержаны над аэростатами, и 3 – над истребителями прикрытия.

-6

Атака на аэростат требовала определенного мастерства и ловкости, которыми обладали далеко не все летчики, а так же огромного мужества при прорыве зенитной обороны вокруг шара наблюдения. Куаффар такими качествами и мастерством обладал. В августе он продолжил истребление «Драккенов»: за 1 августа Мишель вновь сбил подряд три аэростата, причем два из них - с интервалом всего в две минуты! 3 августа жертвами Куаффара стали еще два «баллона». Однако постепенно условия боя с аэростатами все более усложнялись. Обеспокоенные активизацией действий французов против шаров немцы приняли ряд ответных мер: увеличили количество зениток вокруг «Драккенов», стали охранять аэростаты не отдельными самолетами, а целыми группами истребителей, поднимали шары на 800 метров. Теперь уничтожение аэростатов стало еще более опасным занятием. Однако Куаффар продолжал наращивать свой счет. 11 августа в районе Энн он с огромным риском для собственной жизни сбил за 15 минут один «Драккен» и два прикрывавших его истребителя. За сентябрь Куаффар сжег еще 7 аэростатов; причем 15 сентября французский ас сбил 3 «Драккена» за 2 минуты! Однако эти победы достались ему дорогой ценой: зенитки так изрешетили бензобак самолета Куаффара, что летчик едва смог дотянуть до аэродрома...

12 октября лейтенант Куаффар принял командование над своей эскадрильей; однако оно продолжалось всего две недели. 28 октября 1918 года Куаффар во главе девятки СПАДов вылетел на сопровождение двух фоторазведчиков; а над немецкой территорией французов атаковали 20 Фоккеров D.VII. Уже в самом начале схватки Куаффар сбил один вражеский истребитель, но тут же был тяжело ранен пулей навылет. Тем не менее, Мишель дотянул до аэродрома и совершил посадку; спустя несколько часов он скончался от полученной раны.

За время своей истребительной карьеры лейтенант Мишель Куаффар одержал 34 воздушные победы, 24 из которых - над хорошо защищенными разведывательными аэростатами «Драккен». Еще 5 побед над вражескими аэропланами Куаффару не были зачтены, так как у французов шли в зачет только победы, одержанные или над своей территорией, или непосредственно над линией фронта.

Великобритания: Anthony Beauchamp–Proctor - 16 аэростатов (из 54 побед)

-7

Когда началась, житель Южной Африки, входившей тогда в состав Британской империи, недоучившийся студент южноафриканец Энтони Бичемп–Проктор (1894-1921) в марте 1917 года завербовался в RFC – британские Королевские Военно-Воздушные Силы. Пройдя обучение летному делу, новобранец в сентябре 1917 прибыл во Францию в составе 84-й эскадрильи. Поначалу неожиданной помехой в боевой работе для Энтони стал его малый рост (всего 1 м 57 см) – он просто «тонул» в кабине истребителя SE.5a. Чтобы летчик видел, что происходит вокруг, механикам пришлось переделать его кресло, подняв его значительно выше…

Первую воздушную победу лейтенант Бичемп–Проктор одержал 3 января 1918 г.: уничтожил двухместный самолет-разведчик. А к июню 1918 г, когда Энтони приступил к охоте за «сосисками», на его счету был уже 21 сбитый самолет – всего за несколько месяцев низкорослый Проктор превратился в грозного аса. Первый «баллон» он сжег 1 июня, а через две недели за Энтони числилось уже 5 уничтоженных аэростатов. Отгуляв отпуск, Бичемп–Проктор в августе вернулся на фронт, и следующие два месяца провел в непрерывных боях, атакуя любую цель, встреченную в воздухе. К октябрю счет южноафриканца вырос до 54 побед, 16 из которых были одержаны над аэростатами. Это был рекорд для британской авиации – ни один летчик империи не смог «изжарить» такого же количества «сосисок». Но на этом счет Бичемп–Проктора и остановился: 8 октября Энтони был ранен в руку огнем с земли; ранение оказалось серьезным, и летчик выбыл из строя до конца войны. За свои подвиги капитан Бичемп-Проктор был удостоен высшей боевой награды Великобритании – Креста Виктории.

США: Frank Luke - 13 аэростатов (из 16 побед)

-8

Фрэнк Люк (1898-1918) - второй по результативности ас ВВС США периода Первой мировой войны и высший рекордсмен этой страны по количеству уничтоженных аэростатов.

19-летний Фрэнк вступил в Воздушный корпус армии США осенью 1917 года; после обучения летному делу он в январе 1918 года прибыл в 27-ю истребительную эскадрилью, воевавшую во Франции. Но в подразделении из-за своего отвратительного характера он оказался в психологической изоляции: индивидуализм, безграничная самоуверенность и раздражительность Люка вызвали антипатию к нему у всех пилотов эскадрильи. Отношения Фрэнка с сослуживцами еще больше испортились после первого же боевого рейда. По возвращении из группового полета Люк доложил, что над вражеской территорией ему удалось сбить самолет противника; но так как этого никто из группы не видел, за Фрэнком утвердилась репутация хвастуна и лгуна. Из-за этого скандала Люка на месяц отстранили от полетов, что еще больше разозлило Фрэнка, который стал искать способ посадить своих оппонентов «в лужу». В разговоре с одним из опытных летчиков Люк услышал, что самым трудным делом для истребителя является уничтожение аэростатов-наблюдателей, и тут же решил проявить себя именно в этой области.

12 сентября, как только он получил допуск к полетам, Люк сразу же вылетел в район Маривилля, где постоянно поднимался в небо немецкий аэростат, атаковал и сжег его. На следующий день его жертвой стала еще одна «тевтонская сосиска». 14 сентября Фрэнк сбил еще 2 воздушных шара в районе Бьонвилля, затем у Бюзи сжег третий аэростат. Хотя обычно заносчивый Люк воевал в одиночку, в этом вылете его атаки прикрыл Джозеф Венер – такой же изгой в эскадрилье, презираемый летчиками за его немецкое происхождение. Он и «снял с хвоста» Фрэнка двух перехватчиков, что спасло «хвастуну» жизнь. Утром 16 сентября на глазах командования Люк «изжарил» еще два аэростата, а 18 сентября он за 10 минут уничтожил 3 аэростата и 2 истребителя Фоккер D.VII! В этом вылете его вновь прикрывал Венер; но в ожесточенной схватке с Фоккерами Венер погиб, и с тех пор уже никто не прикрывал скандалисту Фрэнку спину…

-9

Отгуляв неделю в отпуске, Люк уже 26 сентября вновь приступил к полетам, уничтожив в первом же бою германский Фоккер. На следующий день, 27 сентября, Фрэнк в районе Бетенвилля сбил еще три аэростата, но тут аэроплан Люка был подбит выстрелами с земли. Вместо того, чтобы немедленно уйти, разъяренный легким ранением Фрэнк развернулся и обстрелял из пулеметов немецкую пехоту. При этом его СПАД вновь был поражен пулями; мотор самолета заглох, и американец был вынужден сесть на вражеской территории. Немцы попытались захватить летчика в плен, но Фрэнк стал отстреливаться из револьвера, и в перестрелке был убит.

В общей сложности непосредственно в боях Фрэнк Люк участвовал всего 8 дней, уничтожив за это время 13 аэростатов и 3 истребителя…

Италия: Giovanni Ancillotto - 3 аэростата (из 11 побед)

-10

Джиованни Анчиллотто (1896-1924) не был самым выдающимся асом ВВС Италии (в списке итальянских асов он занимает 9-е место). Не стал он и «аэростатным асом», так как уничтожил за время войны только 3 «баллона», а не 5. И, тем не менее, по моему мнению, он достоин упоминания в этой статье по двум причинам. Во-первых, он сжег больше всего «сосисок» среди итальянских летчиков (итальянцы вообще предпочитали «не связываться» с опасными «сосисками»). А во-вторых, он уничтожал «баллоны» способом, необычным для тех лет; способом, несколько опередившим свое время: Анчиллотто сбивал аэростаты ракетным (!) оружием; он поджигал австрийские аэростаты пуском ракет «La Perier», закрепленных на стойках крыльев его старенького Ньюпора-11…

Асы 1МВ: лучшие «специалисты по жарке сосисок» (01). Центральные державы

Асы 1МВ: «Крылатый священник» - «Убийца «Драккенов»

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.