Найти тему
Вести Тула

Психолог объяснила, почему мошенник становится “свой”, а полицейский “чужой”

Ежедневно туляки отдают мошенникам свои заработанные сбережения. Причем делают это добровольно. Только за прошедшую неделю 33 туляка от 18 до 85 лет отдали мошенниками 11 миллионов 770 тысяч 820 рублей.

Самой распространенной схемой обмана остается этот сценарий: неизвестные звонят по телефону, представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и под различными предлогами уговаривают жителей перечислить денежные средства на указанные ими банковские счета. На прошедшей недели таким образом жители региона перевели 7 миллионов 626 тысяч 300 рублей. Другая концовка практически той же схемы, когда к ним домой приезжает “сотрудник полиции” за деньгами, чтобы “уладить последствия ДТП, в которое попал родственник”.

Пенсионеры почти всегда соглашаются на условия мошенников. К месту проживания потерпевших подъезжают неизвестные люди, которым они передавали деньги. Только на этой неделе – 3 миллиона 150 тысяч рублей.

Каждое СМИ напоминает доверчивым горожанам, что сотрудники банка никогда не просят сообщить данные вашей карты, им известен номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне. Правоохранители предупреждают, что с незнакомцами не надо бояться прерывать телефонный разговор.

Однако, статистика по обманутым неутешительна. Люди продолжают попадаться на вроде всем известную уловку. Почему так происходит мы спросили у психолога Ирины Ждановой.

-2

– Действительно пенсионеры продолжают отдавать свои сбережения мошенникам, даже, когда все схемы давно известны. Схема действует, потому что мошенники – хорошие “психологи”. К сожалению, большинство схем обмана основаны на знании особенностей человеческой психики. В стрессовой ситуации перестают работать осознаваемые защитные механизмы.

И включаются архаичные “беги\замри”: либо человек впадает в ступор (замирает) и им легко управлять, он выполняет простые указания. Говорят ему: “Идите к банкомату. Диктуйте код из смс”, – он слышит и делает.

Либо накрывает паника, что надо срочно суетиться, действовать, спасать. И тогда человек сначала делает, а потом думает и осознает. Но часто, к сожалению, уже поздно.

Мошенники же делают все, чтобы застать человека врасплох. Звонят ночью, умело разыгрывают трагедии с плачем. Актеры они хорошие тоже. “Ты только не волнуйся, я в больнице”, – и слезы. Наша психика частицу НЕ не воспринимает, для нее услышанная фраза – прямое руководство к действию. Волнуйся! И запускается круг паники: выброс адреналина, нарастание тревоги, мозг выключается, работает тело (действуй быстрее!). А тут снова мошенники помогают, “подсказывают” действие. К тому же усиливают тревогу ограничениями по времени: быстрее, сейчас, в течение 20 минут…

Почему люди сразу не обращаются в полицию? Здесь тоже срабатывает уловка. Есть в НЛП (нейролингвистическое программирование) такая техника – подстройка, присоединение. На бессознательном уровне устанавливаются и усиливаются доверительные отношения, транслируется сообщение “я – свой, мне можно доверять”. И когда мошенник – свой, чужим становится полицейский, он же может карать и наказывать. А в схеме обмана: мы с вами против них, только мы вам поможем. И условие – быстро. Кстати, местоимение “мы” в схеме обмана звучит часто, это один из элементов той самой подстройки.