Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

10 интереснейших мест Москвы, о которых вы могли не знать

Оглавление

Дорогие читатели и гости данного блога!

Сегодня вас ждет очередная увлекательная экскурсия по Москве, в рамках которой мы обратим наше внимание на десять ярких достопримечательностей лучшего города Земли, которые по каким-то причинам не замечали прежде. По ссылке вы можете ознакомиться с подборкой предыдущих статей, посвященных малоизвестным, но при этом крайне интересным местам Москвы. Две последние, как можно заметить, были посвящены столичным достопримечательностям, расположенным в центре города и на его окраинах соответственно, и именно они отчасти и предопределили содержание сегодняшней статьи. На сей раз маршрут нашей виртуальной прогулки пройдет по ... Третьему транспортному кольцу, которое с натяжкой можно назвать условной границей между центром и окраинами Москвы.

Третье кольцо, опоясавшее российскую столицу с легкой руки мэра Лужкова в 2005 году, прямо скажем, является не самым популярным туристическим маршрутом. А с учетом большого количества тоннелей и эстакад даже обычная пешая прогулка по трешке весьма затруднительна, а местами и вовсе невозможна. Однако, учитывая, что Третье кольцо частично было проложено по уже существующим улицам Москвы, на нем также можно увидеть немало исторических сооружений и просто интересных мест, вполне претендующих на звание значимых достопримечательностей города. Исследованию десяти из них и будет посвящена сегодняшняя статья. Начнем на северо-востоке кольца, примерно на 14 часов, и далее будем двигаться по часовой стрелке, совершая остановки у наиболее интересных зданий, расположенных на трешке. Обещаю, будет интересно!

1. Хлебная биржа

Первое примечательное сооружение, о котором пойдет речь, расположено на Спартаковской площади, близ Лефортовского тоннеля. Речь о театре «Модерн», ныне занимающем историческое здание Хлебной биржи 1911 года постройки. В то время это яркое, ассиметричное строение в стиле модерн служило главным в Москве местом торговли зерном. Дореволюционная Россия была преимущественно аграрной страной, а ее экспорт тех лет историки даже называют «хлебным». Так что промышленное значение здания на Спартаковской площади сложно переоценить. После революции Хлебная биржа была национализирована, а внутри здания разместился Дом коммунистического воспитания, где неоднократно выступал Ленин. Затем ему на смену пришел Дом пионеров, существовавший здесь на протяжении практически всей советской эпохи. В начале 1980-х Дом пионеров переехал, а здание на время осталось без собственника. Ну, а начиная с 1987 года и по сегодняшний день бывшую Хлебную биржу занимает театральное учреждение, а само оно признано объектом культурного наследия федерального значения.

-2

Несмотря на неоднократную смену учреждений, занимающих внутренние помещения, само здание дошло до нашего времени практически в неизменном виде. Единственной, хотя и весьма примечательной архитектурной деталью, утерянной более столетия тому назад, являются две скульптурные композиции с атлантами, украшавшие крышу здания. Впрочем, не так давно бывшая Хлебная биржа попала в список зданий, подлежащих реставрации, в ходе которой атлантов обещают вернуть. К слову, если вам интересно, какие еще здания Москвы украшены скульптурами атлантов, в этом блоге опубликован самый полный перечень подобных объектов во всем интернете (часть I, часть II, часть III, часть IV).

2. МГТУ им Н.Э. Баумана

-3

На звание самой примечательной сталинки, расположенной на Третьем транспортном кольце, небезосновательно претендует новый корпус Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, построенный в 1960 году на набережной реки Яузы. Советский 12-этажный корпус МГТУ был построен вплотную к историческому Слободскому дворцу 1832 года и соединен с ним рядом коридоров и внутренних переходов. Внутри нового здания разместились десятки университетских кафедр и учебных помещений, приемная комиссия, ректорат и деканаты, малый зал дворца культуры и музей МГТУ.

-4

Яркой отличительной особенностью нового корпуса стала скульптурная композиция над главным входом, состоящая из шести фигур рабочей молодежи. Еще в советские годы она получила среди студентов шуточное прозвище «Семеро непьющих». Как же так, фигур всего шесть, а в названии говорится о семерых? Так вот седьмым, согласно шутке, является ректор университета, из кабинета которого как раз видны спины «сотоварищей». Предполагается, что больше трезвенников среди учащихся и сотрудников МГТУ нет. Хотите подробнее узнать об МГТУ им. Н.Э. Баумана, увидеть внутренние помещения его корпусов и виды Москвы, открывающиеся с его верхних этажей, а также узнать о других ушедших в народ шутках и приметах бауманцев? В этом блоге МГТУ посвящена отдельная статья.

3. Контора завода ЗИЛ

-5

Следующее здание в сегодняшнем списке можно назвать первой пробой пера Константина Мельникова, известнейшего русского и советского архитектора первой половины XX века. Речь о здании конторы завода Автомобильного московского общества, в дальнейшем ставшего Заводом имени Лихачева, он же ЗИЛ. Строгое, монументальное строение в классическом стиле со сферическим куполом и арочными полукруглыми окнами расположено по адресу Автозаводская улица, 23, корпус 3. Лицевой фасад здания смотрит прямо на Третье кольцо, будучи отделенным от него лишь узкой полоской тротуара, что разумеется сказывалось на внешнем облике сооружения самым пагубным образом. Но несколько лет тому назад зданию выпал счастливый билет – именно в нем после строительства ледовой арены ЦСКА в непосредственной близости было решено разместить Музей хоккея. Вскоре после этого здание было основательно отреставрировано как снаружи, так и изнутри, и сегодня выглядит намного моложе своего возраста.

-6

Но вернемся к событиям более чем вековой давности. Тогда, в середине 10-х годов прошлого века, к строительству автомобильного завода в исторической местности Тюфелева роща было решено привлечь Александра Кузнецова, одного из ведущих отечественных архитекторов. Кузнецов успел прославиться рядом оригинальных проектов фабричных и заводских строений, хозяйственных учреждений и складов. Однако, с учетом масштабов предстоящего строительства мэтр решил взять себе в помощники студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества, тогда еще неизвестного Константина Мельникова. Последний занялся проектированием фасадов отдельных заводских сооружений, включая и здание конторы. Строгое, сдержанное здание с «простыми» формами квадратов и полукругов сильно контрастирует с последующими конструктивистскими проектами Мельникова, но именно оно во многом задало передовые тренды промышленной архитектуры в постреволюционной России.

-7

Некоторое время после закрытия завода ЗИЛ здание пустовало, но в итоге именно оно было выбрано в качестве площадки для нового Музея хоккея. Музей начал свою работу 6 мая 2016 года, в день открытия Чемпионата мира по хоккею в Москве. Музей включает в себя зал славы отечественного хоккея и выставочные пространства. Слава о самом музее в последний раз неожиданно широко прогремела в сентябре 2022 года в связи с открытием скульптуры хоккейного вратаря, приуроченного к 70-летию Владислава Третьяка. Несколько мрачная и даже пугающая статуя вызвала неоднозначную реакцию москвичей, вызвав ассоциации со скандальной «Аленкой» из Нововоронежа, хотя самому Третьяку, вроде как, понравилось.

4. Даниловское общество трезвости

-8

Следующее весьма любопытное, но при этом довольно неприметное здание расположено по адресу Большая Тульская улица, 44. Неприметное потому, что расположено на некотором отдалении от метро, в окружении автомобильных развязок, а эстакада трешки буквально нависает над ним. Ну, а любопытное как минимум из-за своего первоначального предназначения. В этом фактурном эклектичном здании с элементами русского стиля, построенном в 1905 году, располагалось Даниловское общество трезвости, одно из нескольких десятков аналогичных учреждений, организованных при поддержке Православной церкви в среде фабрично-заводских рабочих на рубеже XIX и XX веков. Члены таких обществ не только учились воздержанию от употребления спиртного, но и принимали участие в культурных собраниях, литературных чтениях, занимались издательством книг и журналов, а также воцерковлялись посредством участия в церковных таинствах и совместных молитвах.

-9

На втором этаже Даниловского общества трезвости была даже оборудована домовая церковь, примыкавшая к актовому залу. На первом этаже располагались классы церковно-приходской школы, в подвале – книжный магазин и лавка потребительского общества. Однако, вскоре после революции и принятия закона об отделении церкви от государства все трезвеннические общества и братства, существовавшие в России и тесно связанные с церковными приходами, были закрыты. Коснулась эта участь и Даниловского общества, все интерьеры которого были уничтожены, а в самом здании был устроен клуб «Коммуна» Московской хлопчатобумажной фабрики имени М. В. Фрунзе, расположенной неподалеку. В церковном помещении оборудовали кинозал. Ну, а в наше время помещения бывшего общества трезвенников сдаются под офисы.

5. Остановочный пункт «Потылиха»

-10

Бывший остановочный пункт Московской окружной железной дороги «Потылиха» – еще одно примечательное сооружение, расположенное фактически на Третьем транспортном кольце. Если быть точным, название улицы, на которой находится здание, совпадает с названием станции, а та в свою очередь была названа в честь исторической слободы близ устья реки Сетунь. Наряду с другими сооружениями железнодорожного кольца Москвы станция «Потылиха» была построена в самом начале XX века, став при этом самым высоким вокзальным зданием на всем кольце. Дальние поезда проходили «Потылиху» без остановки, тогда как для приема и отправления составов, курсировавших по Московско-Брянской железной дороге, использовалась станция «Воробьевы Горы», которую мы уже обсуждали в рамках одной из прежних подборок малоизвестных достопримечательностей Москвы.

-11

Исключительная для подобных сооружений высота станции связана с тем, что железная дорога в этом месте проходит по высокой 12-метровой насыпи, возведенной при строительстве Краснолужского моста. В здании станции был предусмотрен лифт, что уже само по себе большая редкость для Москвы начала XX века, поднимавший пассажиров с первого этажа на четвертый. Выход к поездам осуществлялся через металлический мост, демонтированный в 1940-х годах, после окончания пассажирских перевозок по Московской окружной железной дороге. Хотя на той же станции «Воробьевы Горы» аналогичный мост сохранился. Впрочем, даже несмотря на возобновление пассажирского сообщения, ни одной, ни другой станциям не было возвращено их первоначальное предназначение. Сохранившиеся вдоль современного МЦК исторические станции сегодня не обслуживают пассажиров, являясь при этом яркими памятниками транспортной архитектуры начала прошлого века.

6. Центральный Московский ипподром

-12

Центральный Московский ипподром – еще один яркий памятник неоклассической архитектуры сталинского ампира середины XX века, расположенный прямо на Третьем транспортном кольце, на Беговой улице. Здание ипподрома включает в себя и башенку со шпилем в стиле возводившихся в те же годы московских высоток, и портик центрального входа, напоминающий арки ВДНХ и Парка Горького, и изобилующие декоративные элементы, присущие самым известным сталинкам, включая лепнину, скульптуры, фрески и росписи. Монументальное здание было построено по проекту видного советского архитектора Ивана Жолтовского на месте старого обветшавшего и частично сгоревшего здания ипподрома. Любопытный факт – первоначальное сооружение было украшено двумя бронзовыми квадригами, одна из которых в своем оригинальном виде помещена над новым портиком, а четыре бронзовых коня другой квадриги сегодня установлены на краях портика и по бокам от башни.

-13

История Московского ипподрома началась в еще 1831 году, когда Общество конской скаковой охоты получило по указу Сената 122 десятины земли на Ходынском поле. 1 августа 1834 года на Ходынском поле состоялся первый рысистый бег, то есть такой, при котором лошади под управлением наездников в двухколесном экипаже бегут резвой рысью, а не галопом. Московский ипподром является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. Ну, а первое монументальное каменное здание ипподрома взамен прежних деревянных конструкций было построено в 1894 году. Сооружение, получившее название Беговая беседка, состояло из пяти этажей и включало в себя каменные трибуны, судейские места и даже царские ложи. Прослужившее более полувека здание было основательно реконструировано в первой половине 1950-х и по сей день сохраняет свое функциональное предназначение. На ипподроме, помимо собственно бегов, проводятся испытания лошадей различных пород на резвость и выносливость, организуются различные конно-спортивные мероприятия, включая конкур, выездку и соревнования по конному поло.

-14

В нынешнем году начинается новая реставрация ипподрома. Само здание, признанное памятником культурного наследия, обещают сохранить в неприкосновенности, хотя судьба лошадей, а также перспективы спортсменов и коневладельцев, судя по публикациям в прессе, вызывают вопросы. К слову, отреставрировать обещают даже скульптурную композицию «Юность» («Купание лошадей»), установленную перед зданием и представляющую собой двух мальчиков верхом на лошадях, купающих животных в воде.

7. Ажурный дом

-15

В пешей доступности от ипподрома находится еще одна нетривиальная достопримечательность Москвы, хорошо известная среди ценителей столичной архитектуры. Речь об Ажурном доме, построенном в 1940 году и получившем свое название благодаря бетонным решеткам со строительным орнаментом, украшающим фасады здания. Решетки, выполняя чисто практическую функцию, скрывая внутреннее пространство лоджий, придали дому уникальный, неповторимый вид, даже несмотря на то, что строительный проект разрабатывался как вариант типовой застройки. Второй отличительной чертой дома является оформление межоконных перемычек-пилястр, в верхней части декорированных круглыми медальонами и окрашенных под мрамор. В наши дни многие жилые комплексы премиум-класса смотрятся куда скромнее, чем этот дом, квартиры в котором, как предполагалось, займут семьи простых рабочих. И это при том, что большинство архитектурных решений в ходе строительства Ажурного дома были сделаны с единственной целью удешевления итоговой стоимости проекта.

-16

Увы, а, может быть, и к счастью, Ажурный дом так и остался единственным в своем роде. В послевоенные годы возникла необходимость быстрого восстановления разрушенного жилищного фонда, и вместо крупноблочных каркасов, примененных в данном случае, предпочтение отдавали более простым панельным конструкциям. Декоративное решение Ажурного дома так и вовсе посчитали избыточным. Считается, что главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин назвал здание «разукрашенным недорогим аккордеоном», благодаря чему и появилось его второе неофициальное название – Дом-аккордеон. Благодаря необычной стилистике фасадов Ажурный дом нередко называют единственным в Москве панельным домом в стиле ар-деко.

-17

Еще из необычного – рядом со зданием установлены скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней», а точнее копии знаменитых скульптур Петра Клодта на Аничковом мосту в Петербурге, выполненные его внуком Константином Клодтом. Торжественные статуи были установлены в 1899 году, спустя более чем полвека после появления оригинальных петербуржских скульптур. Место установки скульптур московских весьма символично: самое начало Беговой аллеи, ведущей к Московскому ипподрому со стороны Ленинградского шоссе.

8. Типография «Красный печатник»

-18

Ради следующей достопримечательности мы отправимся на пересечение Третьего транспортного кольца и улицы Расковой, названной в честь летчицы, штурмана самолета «Родина», совершившей в 1938 году беспосадочный перелет из Москва на Дальний Восток и погибшей во время Великой Отечественной войны при исполнении служебных обязанностей. Расположенное на углу улиц здание с колоннадой и трехъярусной ротондой было построено в 1934 году и представляет собой весьма любопытный образец переходного этапа отечественной архитектуры, от конструктивизма к сталинскому ампиру. Ведь если пропали «архитектурные излишества» со зданий в нашей стране практически одномоментно после выхода соответствующего постановления, то появлялись они на протяжении нескольких лет. Так и здесь, карнизы, аттики, колонны, башенки – все это выглядит еще не слишком помпезно и монументально, но уже совершенно по-новому в сравнении со строгими геометрическими пропорциями архитектуры конструктивизма.

-19

В самом здании изначально располагалась типография с традиционным для первых лет советской власти названием «Красный печатник». Красный гвоздильщик, Красный инструментальщик, Красный металлист, более нейтральные Красный партизан или Красный богатырь – многие новые или национализированные предприятия получали подобные названия вскоре после образования СССР, а некоторые носят их и по сей день, например, белорусский «Красный пищевик». По соседству с типографией находился переведенный сюда в 1922 году «Авиапоезд №1», передвижная мастерская, предназначенная для ремонта и обслуживания авиационных двигателей в полевых условиях. Данное предприятие хотя и сменило раз названий за свою более чем 100-летнюю историю (Завод №33, Московский Машиностроительный завод «Знамя Революции», МПО имени И.Румянцева), продолжает оставаться одним из флагманов отечественного машиностроения в авиационной и газодобывающей отраслях промышленности. Сегодня производственные корпуса тянутся на 300 метров вдоль улиц Расковой и Нижней Масловки, но здание с башенкой и колоннами по-прежнему служит ключевой доминантой и напоминанием об архитектуре 30-х годов прошлого века.

9. Гараж «Интуриста»

-20

Следующее здание в сегодняшнем списке – еще один реализованный проект архитектора, мастера конструктивизма Константина Мельникова, но на сей раз уже проект опытного, зрелого архитектора, успевшего прославиться во всем Союзе и за его пределами. На протяжении 20-х и 30-х годов XX века Константином Мельниковым было выполнено множество ярких архитектурных работ прежде всего в стилистике советского авангарда. Построенный в 1934 году гараж «Интуриста» стал одним из последних сооружений, выполненных при участии знаменитого зодчего. Мельников в данном случае работал над фасадом здания, получившим по всем канонам конструктивизма строгий внешний облик с четко выверенной геометрией форм, прямоугольника, круга и трапеции. Благодаря своей динамичной композиции, пластике и масштабному остеклению массивное здание гаража «Интуриста» выглядит легким и даже играющим.

-21

Строительство самого гаража осуществлялось по заказу старейшей советской и российской туристической компании «Интурист». В те годы советское правительство делало многое для активного развития инфраструктуры иностранного туризма, а в распоряжении «Интуриста» находилась немалая сеть гостиниц, ресторанов и автотранспорта. Ввиду растущей материальной базы обществу потребовался новый гараж для автомобилей, обслуживающих иностранные туристические делегации, поскольку старый не обладал достаточной площадью. И хотя предназначение нового сооружения было сугубо хозяйственным, а место для строительства было выбрано на промышленной окраине города, к проектированию гаража были привлечены специалисты Гипроавтотранса и архитектурной мастерской Моссовета под руководством Константина Мельникова. Впрочем, итоговый вид гаража сильно отличается от его первоначального проекта: левая часть здания с колоннадой была выполнена в неоклассическом стиле, приходящем в те годы на смену конструктивизму, но именно его правая «мельниковская» часть стала наиболее узнаваемой и способствовала включению гаража «Интуриста» в число крупнейших столичных памятников эпохи авангарда.

10. Русаковский жилмассив

-22

Заключительное место в сегодняшнем списке я еще давно планировал включить в прежние подборки московских достопримечательностей, но неоднократно откладывал и, как это часто бывает подобных случаях, опоздал. Речь пойдет о жилмассиве «Русаковский» на пересечении Русаковской улицы и Русаковской эстакады Третьего кольца, комплексе из нескольких конструктивистских зданий второй половины 1920-х годов, так и не признанном памятником архитектуры и оттого утерянном. Пока лишь частично, но похоже, что и полный снос, увы, не за горами. Описывая те или иные сооружения, находящиеся в удручающем состоянии, но при этом имеющие статус архитектурного памятника, я нередко пишу, что подобное признание никоим образом не способствует их реставрации или ремонту. Но как минимум один плюс отметить все-таки нужно – данный статус почти гарантированно оберегает здание от сноса. Ну, а в его отсутствие любые выступления экспертов в сфере градостроительства и уж тем более «представителей общественности» практически не имеют веса в сравнении с позициями строительных компаний, увидевших потенциал в той или иной территории. Так произошло и с Русаковским жилмассивом, но обо все по порядку.

-23

Русаковский жилмассив, состоящий состоявший из трех пар жилых домов строился в три этапа с 1925 по 1930 годы тремя разными архитекторами. Ансамбль из шести зданий стал одним из нескольких десятков рабочих городков в стиле конструктивизма по всей Москве, возведенных на заре советской эпохи. Причем, как принято считать, конструктивизм конца 20-х во многом превосходит более поздние аналогичные постройки: на качестве материалов в те годы еще не начали экономить, внутренние помещения проектировали более просторными и функциональными, а сами комплексы домов непременно включали в себя ряд общественных учреждений. Дома на Русаковской возводились преимущественно для работников, привлекаемых министерством путей и сообщения для строительства и обслуживания новых авто- и железнодорожной магистралей. Впрочем, и без них в округе хватало всевозможных заводов, фабрик и складов, где требовалась рабочая сила. Некоторые из домов Русаковского жилмассива даже были надстроены дополнительными этажами для расширения жилой площади. Конечно, сегодня домами высотой в 3, 5 или 7 этажей никого не удивить. И вот на месте уже снесенных зданий комплекса возвышается 20-этажная высотка.

-24

В последние годы странным образом вырисовывается неутешительная тенденция сноса именно конструктивистских зданий первой половины XX века, и касается она как Москвы, так и провинции. Архитектурная ценность модерна зачастую не ставится под сомнение, сталинки еще не слишком устарели, хрущевки сносят, кажется, только в пределах столицы, а вот столетние строения в стиле конструктивизма, к сожалению, все чаще идут под снос. Московским памятникам конструктивизма, не первый год ожидающим сноса, в этом блоге даже посвящены две статьи (Самое мрачное место Москвы и Трущобы в 5 минутах от Кремля). Очень хотелось бы, чтобы в будущем поводов написать об удручающем состоянии очередного конструктивистского [как, впрочем, и любого другого] памятника архитектуры было как можно меньше. А вот открывать новые прогулочные маршруты по Москве, даже по ее не самым парадным улицам и проспектам, включая и Третье транспортное кольцо, всегда приятно. С наступившим летом и отличных прогулок!

И на этом о малоизвестных достопримечательностях Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!