ПЕРВАЯ ЧАСТЬ || ВТОРАЯ ЧАСТЬ || ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Почти полтора года назад в этом блоге вышла первая подборка десяти зданий Москвы, фасады которых украшены скульптурами атлантов и кариатид. На тот момент в интернете не было ни одного полноценного списка московских атлантов [хотя, например, подборок петербургских атлантов − десятки], а сам я посчитал, что той статьей охватил всю исследуемую тему. Однако, довольно быстро выяснилось, что количество атлантов Москвы не ограничивается десятком, так что пришлось снова вооружиться фотоаппаратом и совершить еще одну прогулку по столице. Затем история повторилась вновь. И вот сегодня я представляю вашему вниманию уже четвертую и, могу сказать с уверенностью, заключительную подборку зданий Москвы с атлантами и кариатидами.
Ниже вас ждут 14 прекрасных столичных построек, фасады которых увенчаны яркими скульптурными композициями. Число в отличие от предыдущих подборок не круглое, но слишком уж не хотелось оставлять еще что-то «на следующий раз». Так что тему атлантов и кариатид Москвы этой статьей я закрываю окончательно и бесповоротно. Надеюсь:) Ну, а теперь самое время перейти к содержательной части и отправиться на очередную увлекательную прогулку по лучшему городу Земли. Сегодняшний список хотя и формировался по остаточному принципу, получился ничуть не менее примечательным, чем три предыдущих. Так что вперед, навстречу нескончаемой московской архитектурной красоте!
1. Особняк Хлудова
Начнем нашу экскурсию с атлантов-путти, то есть младенцев, явления довольно редкого в масштабах московской [да и не только] архитектуры. На всю российскую столицу приходятся всего два подобных здания. О доходном доме Воронцовой на Кузнецком мосту я уже рассказывал в одной из прошлых подборок. А сегодня речь пойдет об особняке Хлудова на Земляном Валу, близ пересечения с Николямской улицей. Особняк не так давно открылся после многолетней реставрации, представ во всей своей первозданной красоте. Первозданной, впрочем, с оговорками: за всю историю здание, построенное в первой половине XIX века, сменило множество владельцев, каждый из которых перестраивал и улучшал его на собственный вкус. Были среди них коллежская ассесорша Беляева, промышленник Хлудов [давший особняку его наиболее часто встречающееся название], купец Лямин, крестьяне Пантелеев и Жарков.
Вот только к началу XXI века особняк подошел в удручающем состоянии, да еще и лишившись статуса памятника архитектуры и чуть было не угодив под снос. Но благо, здравый смысл восторжествовал: здание сохранили и полностью отреставрировали. К слову, реставрация особняка Хлудова длилась не менее 11(!) лет: даже на самых ранних уличных панорамах 2011 года здание покрыто строительными лесами и полотнами. Но вот летом 2022 года реставрация таки завершилась, и теперь ничто не мешает любоваться богатой лепниной здания, скульптурным оформлением, купидонами и маскаронами, а еще неприметными путти, поддерживающими карниз здания.
2. Доходный дом купца Камзолкина
Следующий объект в сегодняшнем списке − возможно, один из самых недооцененных памятников архитектуры на всю Москву. Речь о бывшем доходном доме купца Камзолкина, известном также, как дом братьев Фирсановых, по фамилии его последних владельцев. Здание, являющееся стилизаций под раннее французское барокко, было построено на месте каменных палат купца Евреинова в 1855 году. Вот разве что с расположением ему повезло не слишком: расположенное на пересечении проспекта Мира и Садового кольца, в месте с узкими тротуарами и широкими шумными автомагистралями, здание нечасто обращает на себя внимание москвичей и гостей столицей. А жаль, ведь это масштабное и в то же время изящное сооружение, изобилующее всевозможными архитектурными деталями, − настоящее украшение Москвы.
Наибольшую архитектурную ценность представляет оформление главного фасада здания, включающее обильную лепнину, львиные маскароны, грифонов, а также скульптуры кариатид. Однако, стоит пройти во двор здания, как перед нами предстанет фасад древних палат XVII века, точнее, то, что от него осталось. Здесь, конечно, можно было бы пожалеть об утрате древнего сооружения, но в то же время дом Камзолкина прекрасен настолько, что для грусти просто не остается места.
3. Гостиница «Мадрид»
Еще одна пара стройных, статных кариатид буквально спряталась в Леонтьевском переулке, сразу за аркой, отделяющей Тверскую улицы. Это здание бывшей гостиницы «Мадрид», ныне отданное под административные помещения. Любопытно, что еще до революции в одном здании с «Мадридом» находилась также гостиница «Лувр», более изысканная и дорогая. Фасад последней выходил прямо на Тверскую улицу, тогда как окна «Мадрида» смотрели в переулок. Однако, при расширении Тверской в середине XX века здание было частично разобрано, а вплотную к нему была построена монументальная сталинка. До нашего времени сохранился лишь фасад гостиницы, а вместе с ним и две выразительные скульптуры кариатид.
4. Усадьба «Ховрино» – «Грачёвка»
Следующим пунктом в сегодняшнем списке здание, уже не раз попадавшее на страницы этого блога, в частности в самую первую подборку малоизвестных достопримечательностей Москвы, а также список парковых усадеб города. Усадьба «Ховрино» на Клинской улице – вне всяких сомнений красивейшая среди загородных (на момент своей постройки) усадеб Москвы, впоследствии оказавшихся в черте города. И кажется, что уже сам факт наличия на фасаде здания атлантов или кариатид является своего рода гарантией того, что данное сооружение представляет непосредственный архитектурный интерес. Увы, но насладиться красотой усадьбы можно лишь из-за забора: сегодня внутри располагается Московская областная физиотерапевтическая больница, а свободный проход на территорию ограничен.
P.S. Ну, а в качестве определенной «компенсации» могу предложить вам прогулку по историческому Грачевскому парку на месте бывшего села и усадьбы, который начинается сразу же за территорией больницы. Здесь среди прочего вы сможете увидеть старейшее в Москве дерево, чей возраст превышает четыре столетия.
5. Здания Северного страхового общества
Пожалуй, самые неприметные на всю Москву атланты расположены на фасаде одного из зданий Северного страхового общества в самом центре города, на углу Ильинки и Новой площади. Крошечные атланты и кариатиды на уровне пятого этажа элементарно теряются на фоне значительных размеров комплекса зданий, занимающего целый квартал. И лишь как следует присмотревшись, можно заметить полтора десятка скульптурных изображений мужчин и женщин, преклонивших колено и поддерживающих мощную неоклассическую ротонду восточного корпуса. Куда заметнее другая архитектурная деталь данного комплекса зданий, а именно огромные часы на западном корпусе, которые ранее вошли в подборку 24 самых красивых часовых башен Москвы в этом блоге.
6. Ресторан «Прага»
Еще одни довольно миниатюрные, но исключительно изящные кариатиды украшают вход [причем второстепенный] в бывший ресторан «Прага» по адресу улица Арбат, 2. Само здание появилось здесь еще в XVII веке и неоднократно перестраивалось. Первоначально это был доходный дом Фирсановой, где в 1872 году и открылся трактир «Прага». Затем в разные годы внутри размещалась общедоступная столовая, одно из престижнейших советских заведений общепита и даже ресторан для «новых русских». А еще десятки различных магазинов и даже Центральная научная библиотека. Почти что всякий раз, меняя свое предназначения, здание ресторана «Прага» перестраивалось и реконструировалось. К слову, очередное перевоплощение, на сей раз в элитные апартаменты, ему еще только предстоит. Так и кариатиды появились здесь не сразу, а лишь в начале XX века, когда здание дважды перестраивалось видными русскими архитекторами и мастерами модерна, сначала Кекушевым, а после Эрисманом. И если исторические интерьеры ресторана на сегодняшний день, увы, полностью утеряны, то кариатиды, как и сто лет тому назад, продолжают украшать собой вход в «Прагу».
7. Административное здание на Славянской площади
Далее в сегодняшнем списке еще одни кариатиды, пожалуй, наиболее близкие в архитектурном плане к знаменитым кариатидам Акропольского холма в Афинах, вот только в плане внешности представляющие собой не самую удачную их копию. Увидеть кариатид можно при входе в административное здание по адреса Славянская пл., 4, стр. 1. Увы, но найти какую-либо информацию о самом здании мне не удалось, кроме разве что года постройки – 1912. Впрочем, сам факт, что совершенно случайно удалось найти очередных кариатид, я уже воспринимаю, как удачу. Тем более что ехал сюда я в поисках другого примечательного сооружения, о котором уже рассказывал в подборке 10 самых красивых зданий с барельефами в Москве.
8. Усадьба Григорьева−Писемской
Малая Дмитровка – одна из наиболее сохранившихся улиц центра Москвы. И пусть за последнее столетие ее дореволюционная застройка была изрядна разбавлена более поздними строениями, исторический облик улицы угадывается по сей день. Естественно, нашлось здесь место и кариатидам, украшающим фасад бывшей городской усадьбы Григорьева−Писемской. Ее первым владельцем был Иван Григорьев, бывший крестьянин, дослужившийся до высоких чинов в Москве. А наиболее известной владелицей усадьбы стала арфистка Вера Писемская, послушать которую приезжали Гоголь, Тютчев и даже Глинка. Впрочем, свой нынешний облик, включая и скульптуры кариатид, усадьба приобрела лишь в конце XIX века, когда перешла в собственность семьи русского архитектора Романа Клейна, автора здания ГМИИ им. Пушкина и многих других знаковых построек в Москве.
9. Станция метро «Курская»
Еще одних, на сей раз советских атлантов (что уже само по себе примечательно) можно увидеть внутри северного наземного вестибюля станции метро «Курская». Открытая в год пятилетия разгрома немецкой армии станция «Курская» (Кольцевая) была призвана стать настоящим Храмом Победы, а к ее строительству были привлечены ведущие советские архитекторы и скульпторы. В итоге роскошь и монументальность интерьеров северного вестибюля поражают и по сей день. Здесь расположенные под сложным восьмигранным ребристым куполом атланты соседствуют с высокими круглыми колоннами, облицовкой из мрамора, бронзовыми мечами, увитыми гирляндами, и строками советского гимна. Не так давно, в 2008-2009 годах, станция была отреставрирована в соответствии с оригинальным проектом.
10. Усадьба Румянцева-Задунайского
Лидером по количеству кариатид среди всех зданий Москвы с уверенностью можно назвать красивейшую усадьбу Румянцева-Задунайского на Маросейке, ныне занимаемую белорусским посольством. Величественный особняк на стыке барокко и классицизма был построен в 1782 году, а авторство проекта в разных источниках приписывается известнейшим архитекторам своего времени, Василию Баженому и Матвею Казакову. Впрочем, свой нынешний облик здание получило лишь столетие спустя, в 80-х годах XIX века. Тогда же его фасад украсили свыше двух десятков женских скульптурных образов, олицетворяющих земледелие, скотоводство и свободные художества (музыку, поэзию, архитектуру, театр). Но и помимо них фасады здания изобилуют большим количеством архитектурных элементов, включая лепные цветочные гирлянды и геометрические орнаменты, карнизы, полуколонны и декоративные ниши.
11. Ресторан на Плющихе
Еще одну пару атлантов можно увидеть на крыльце современного особняка «под старину» в 1-м Тружениковом переулке в районе Плющихи. Два мужественных старца, выполненных в стиле компьютерной графики, поддерживают балкон одного из московских ресторанов. Данную скульптурную группу, судя по всему, можно назвать самыми новыми атлантами Москвы: согласно уличным панорамам появились они не позже 2021 года, тогда как само здание было построено в 2016 году. То есть его балкон вполне успешно держался без посторонней помощи более пяти лет. Но атланты, надо признать, получились тоже довольно интересными, да и к тому же не имеющими явных аналогов в масштабах города.
12. Гранатный переулок, 6
Ну, а пару современных кариатид можно увидеть в Гранатном переулке на фасаде одноименного ЖК премиум-класса, построенного в 2010 году. Несмотря на наличие эркерных балконов, кариатиды здесь сугубо декоративные и поддерживают над головой не какую-либо часть здания, а что-то трудно идентифицируемое, похожее на тарелки. Впечатляет разве что размер самих скульптур почти в два этажа. Ну, что ж, кариатиды всякие важны, кариатиды всякие нужны. И, кстати, расположены они буквально в нескольких минутах ходьбы от удивительного сквера Центрального дома архитектора, о котором мало кто знаете. Так что будете рядом, обязательно загляните и туда тоже.
13. Гимназия Брюхоненко
Еще одних кариатид можно увидеть на фасаде строгого классического здания в Большом Кисловском переулке. Это бывшая женская гимназия Брюхоненко, которая берет свое начало еще в 1846 году. Впрочем, в это здание, тогда еще двухэтажное, гимназия переехала лишь в 1884 году, после чего были надстроены еще два этажа, а на втором этаже, как раз за вытянутыми окнами, был организован большой актовый зал. В действительности скульптуры на фасаде здания − нечто среднее между собственно кариатидами, женскими скульптурами в полный рост, заменяющими собой колонну или пилон, и гермами, то есть колоннами, верхняя часть которых увенчана изображением головы или бюста. Последние намного чаще встречаются на московских улицах (например, на здании Елисеевского гастронома на Тверской улице), но в то же время уже не в полной мере соответствуют заявленной теме, растянувшейся на целых четыре полноценные статьи. Так что, дабы не углубляться в архитектурные особенности, будем считать тему кариатид условно закрытой.
14. Яузская больница
Ну, а фотографии атлантов в заключительном пункте сегодняшнего списка можно без преувеличения назвать эксклюзивными. Хотя подобное утверждение в равной степени относилось бы к любым статуям, расположенным не на фасаде, а внутри того или иного здания и оттого незаметным с улицы. На всю Москву таких атлантов не наберется и десятка. Ну, а сегодня речь о двух парах могучих, мускулистых атлантов, поддерживающих внутренние своды Яузской больницы, она же ГКБ им. Давыдовского. Яузская больница (городская больница для чернорабочих) открылась в 1866 году в бывшей усадьбе русского промышленника и мецената Ивана Баташева, поражавшей современников своим богатым убранством. Главный усадебный дом, ставший впоследствии главным корпусом больницы, располагался в огромном здании в классическом стиле с коринфскими колоннами, портиком, маскаронами, богатой лепниной, а еще атлантами в качестве своеобразной вишенки на торте.
Стараниями персонала больницы этот образец русского классицизма несколько лет тому назад получил статус памятника архитектуры федерального значения, а затем был отреставрирован с сохранением исторического облика. Атланты, к слову, тоже изрядно помолодели, скинув пару десятков лет, и теперь с новыми силами поддерживают декоративные фронтоны в виде ракушек в центральном холле здания. Соберетесь сходить, посмотреть, учтите, что фотографировать здесь формально запрещено − придется подключить личное обаяние:) Ну, а вынужденно оказаться в подобных учреждениях я никому не желаю. Берегите себя и удачи!
P.S. В начале статьи я написал, о том, что теперь приведенный перечень московских зданий, украшенных скульптурами атлантов и кариатид, можно смело назвать исчерпывающим. На самом деле существует еще одна пара атлантов, не охваченная четырьмя статьями, но расположенная в достаточно труднодоступном месте. Но, как только мне удастся посетить и его, обязательно посвящу оставшимся атлантам отдельную статью.
И на этом о московских атлантах и кариатидах на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь. Впереди вас ждет еще немало статей о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!