Найти тему
Беспорядочные путешествия

10 красивейших зданий с атлантами в Москве. Часть III

Оглавление

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ || ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Сегодня мы вновь, уже третий по счету раз, возвращаемся к теме атлантов и кариатид в московской архитектуре. К теме, внезапно оказавшейся намного более широкой и многогранной, чем сам я предполагал изначально. Учитывая, что никто и никогда не создавал списков зданий с атлантами в Москве, сам я, завершив первую такую подборку, ошибочно посчитал ее исчерпывающей. Но довольно быстро стало понятно, что подобных архитектурных примеров в масштабах столицы значительно больше. И вот теперь, предлагая вашему вниманию уже третью подборку московских зданий, фасады которых украшены атлантами, я твердо знаю, что впереди еще как минимум одна, четвертая и, вероятно, уже завершающая.

Вообще атланты и кариатиды − это всегда красиво и интересно, всегда привлекает внимание, заставляет хоть на мгновение остановиться и полюбоваться столь яркой деталью архитектуры и оформления фасада здания. Сегодня на нашем маршруте предусмотрены десять остановок и десять увлекательных историй архитектурного преображения Москвы, так что без промедления отправляемся в путь!

1. Сыромятнический гидроузел

Начнем мы сегодняшнюю экскурсию с одного из самых примечательных объектов в контексте исследуемой темы, Сыромятнического гидроузла на Яузе, построенного в 1940 году. Все дело в том, что большинство зданий Москвы, фасады которых украшают атланты [за исключением современных стилизаций], появились на рубеже XIX и XX веков и зачастую относятся к стилям модерна и эклектики. В то время как комплекс построек Сыромятнического гидроузла является ярким примером архитектуры сталинского ампира и неоклассики и содержит в себе ряд отсылок к античной архитектуре, включая в том числе и скульптуры атлантов и кариатид. Да, советские [прежде всего сталинские] здания нередко украшались всевозможными скульптурными композициями в духе соцреализма, но тем не менее именно атланты представляются весьма нетипичным для советской архитектуры элементом.

-2

Согласно Генплану 1935 года, Яуза должна была стать частью Северного канала, ведущего в сторону Химкинского водохранилища, а на самой реке предусматривалось строительство нескольких гидроузлов. В итоге данный план так и не был реализован за единственным исключением, Сыромятнического (Яузского) гидроузла. Торжественная архитектура сооружения должна была соответствовать возлагаемому на него предназначению, играть роль въездных водных ворот в центр Москвы. И пусть гидроузел выглядит не столь монументально, как шлюзы Москвы-реки и канала имени Москвы в черте города, своим утонченным изяществом он впечатляет не меньше.

2. Гостиница «Националь»

Гостиница «Националь» − один из самых старых и самых известных отелей Москвы, а на момент своего открытия в 1902 году еще и самый дорогой, престижный и технически оснащенный столичный отель. Конечно же, в наши дни наличием в гостиницах лифтов, телефонов и туалетов уже давно никого не удивить, но роскошная эклектичная архитектура «Националя», а также его сохранившиеся до наших дней интерьеры сегодня, как и 120 лет тому назад, впечатляют своей грандиозностью. Коринфские колонны, пилястры, карнизы, обильная лепнина − «Националь» хорош и в целом, и в деталях. Безусловным украшением лицевого фасада отеля являются изящные фигуры кариатид, поддерживающих верхние балконы здания.

-4

Но самое удивительное, что помимо кариатид на внешнем фасаде здания, внутри самой гостиницы установлены еще и атланты. Совершенно уникальный архитектурный пример по московским меркам (лично я второго такого не знаю). Откуда в «Национале» такое обилие атлантов? Одним из ответов на этот вопрос может стать биография автора здания. А являлся им коренной петербуржец Александр Иванов, более двадцати лет состоявший членом Санкт-Петербургского общества архитекторов-художников и спроектировавший за это время порядка 60 зданий по всему городу. Лишь затем Иванов перебрался в Москву, возглавил Московское архитектурное общество и стал автором еще более чем 20 архитектурных проектов, среди которых был и «Националь». Такой вот любопытный пример «петербуржской атлантической экспансии».

P.S. Кстати, гостиница «Националь» ранее уже попадала на страницы этого блога, в одну из подборок, посвященную сохранившимся в Москве советским мозаикам. Если вдруг пропустили, предлагаю вам ознакомиться, красоты там с избытком: Часть I, Часть II.

3. Доходный дом Скопника

Еще одну яркую, колоритную четверку атлантов можно увидеть на фасаде бывшего доходного дома Скопника, расположенного на пересечении Спиридоновки и Садового кольца. Автором этого «волнообразного» здания с карнизами и эркерами в стиле модерн стал Густав Гельрих русский архитектор немецкого происхождения. Многие из своих проектов, справедливо причисляемых к лучшим образцам московского модерна, Гельрих выполнил по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества, о котором я рассказывал совсем недавно, в статье о 10 самых красивых зданиях с барельефами в Москве.

-7

Дом Скопника изрядна пострадал во время расширения Садового кольца, а также в свою «коммунальную бытность», лишившись ряда архитектурных элементов, включая массивный парадный вход и цветочный орнамент. Благо, атланты, поддерживающие эркер в торце здания, по-прежнему живее всех живых, а после недавно проведенной масштабной реставрации так и вовсе изрядно омолодились, скинув десяток-другой лет.

4. Дом Салтыкова

-8

Следующее фото, без преувеличения, эксклюзив, а о существовании изображенных на нем атлантов сам я узнал совершенно случайно. Искал информацию в интернете, и в какой-то момент на глаза попалась ссылка на текст биографической книги про Джуну. Если вдруг кто-то забыл, была в 90-е годы такая незаурядная медийная личность, позиционировавшая себя как целитель и астролог. Вот отрывок из текста книги: «За тяжелой деревянной дверью в вестибюле высокие потолки поддерживали атланты, чудом сохранившиеся, как и высокие настенные зеркала – остатки былой роскоши особняка». Речь в нем шла о доме Салтыкова, расположенном по адресу Старосадский переулок, 8, строение 1, буквально в сотне метров от лютеранского собора Петра и Павла. Естественно, после прочтения этих строк я задался целью попасть внутрь здания и увидеть атлантов своими глазами.

-9

Дом Салтыкова представляет собой старинный купеческий особняк XVIII века, невероятно колоритный, даже несмотря на надстроенные в советское время верхние этажи, но в то же время пребывающий сегодня в удручающем состоянии. Дом назван в честь одного из первых владельцев, Ильи Евграфовича Салтыкова, родного брата писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина. Последний неоднократно останавливался в этом здании во время своих визитов в Москву. В конце прошлого века внутри здания разместилась лаборатория Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, в которой среди прочего проводились исследования «экстрасенсорных способностей» Джуны, числившейся здесь старшим научным сотрудником. Не берусь сказать, что за учреждения расположены внутри здания сегодня, но сотрудник одного из них любезно разрешил мне сделать несколько снимков внутри парадной, одним из которых я с радостью делюсь с вами.

5. Дом Бояровой−Ремеза

-10

Еще одни атланты, скрытые от глаз широкой общественности, находятся внутри доходного дома Бояровой−Ремеза на улице Машкова, сразу за массивным арочным входом в здание. Информация об архитекторе, увы, не сохранилась, а вот первой владелицей дома была Федосья Ивановна Боярова, «крестьянка Рязанской губернии Егорьевского уезда Нечаевской волости деревни Пантелеевой». История уже во многом примечательная, да еще и с весьма любопытным продолжением: крестьянка Боярова продала дом в марте 1917 года, уже после Февральской революции, но до Октябрьской, а соответственно и неминуемо последовавшей национализации.

Новый владелец здания, московский купец Шая Вольфович Ремез, спустя лишь несколько месяцев после покупки был вынужден отдать здание в пользу государства, а находившиеся здесь элитные квартиры превратились в коммуналки и были переданы в ведение Жилищного товарищества коллектива рабочих 11-й типографии. Ну, а своего рода подтверждением «элитности» здания по сей день служат две скульптуры могучих атлантов, поддерживающих своды входного холла. P.S. И здесь не обошлось без добрый людей: спасибо консьержке, пустившей меня в подъезд и разрешившей сделать несколько фотографий.

6. Скатертный переулок, 15

-12

Как я писал выше, атлантов в Москве оказалось много больше, чем можно было предположить изначально. И как-то так уж вышло, что одни могучие держатели сводов, портиков и эркеров входят в историю, в то время как другие остаются на ее обочине. Так, по странному стечению обстоятельств какая-либо информация о доме №15 в Скатертном переулке в открытом доступе отсутствует в принципе. За исключением того, что построен он был в 1912 году по индивидуальному проекту. И ни слова об архитекторе или владельце здания, и уж тем более никаких упоминаний о двух парах атлантов украшающих входы в здание. Тем удивительнее, что это самый центр города, а расстояние до Кремля немногим превышает один километр.

-13

Но Москва ведь тем и интересна, что способна удивить самых взыскательных ценителей исторической архитектуры. Здесь, в переулках между Поварской и Никитской, ее прекрасных примеров − огромное множество.

7. Николоямская, 26

-14

Следующее здание в сегодняшнем списке с ходу можно ошибочно посчитать историческим, впечатлившись обилием классических и барочных архитектурных элементов, среди которых нашлось место и кариатидам. Вот только возраст его по архитектурным меркам более чем скромный: здание было построено в 2002 году и лишь недавно отметило двадцатилетний юбилей. Вообще строить здание в псевдоисторическом стиле − дело неблагодарное. Ведь избежать отклонений от традиционных архитектурных канонов не удается практически никогда и никому. Не стало исключением и это здание на Николоямской улице, расположенное неподалеку от Садового кольца. Но получилось как ни крути ярко и даже броско, пусть и излишне вычурно.

-15

Любопытный факт: автор данного здания − Дмитрий Бархин, потомственный архитектор. Его отец, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Борис Бархин, в свое время спроектировал среди прочего музей Вооруженных сил в Москве и музей Циолковского в Калуге. А дед Дмитрия Бархина, Григорий Бархин, так и вовсе являлся архитектором здания газеты «Известия», одного из ярчайших в Москве памятников конструктивистской архитектуры.

8. Особняк Коробкова

-16

Еще один примечательный объект в сегодняшнем списке – особняк промышленника Трифона Коробкова, построенный в конце XIX века выдающимся архитектором и мастером модерна Львом Кекушевым. Внешний вид здания содержит ряд характерных для творчества Кекушева авторских приемов, включая асимметричную планировку, смешение архитектурных стилей, символизм декора и внимательность к деталям. А многочисленные архитектурные элементы заимствованы из рококо, модерна и викторианского и неогреческого стилей.

-17

Интересный факт: кариатиды, украшающие лицевой фасад здания, были «срисованы» с жены Коробкова Ольги. Чуть выше кариатид можно увидеть жезл Меркурия, кадуцей, являющийся эмблемой коммерции и выполненный здесь в виде факела. При этом каждый из элементов декора наделен определенным символизмом: две кариатиды поддерживают равновесие в доме, кадуцей должен был притягивать коммерческий успех для хозяина дома, владевшего бумажной фабрикой, а факел намекает на то, что сам Коробков тяготел к просвещению и знаниям.

9. Особняк Рекк

-18

Еще одно здание, фасад которого украшают кариатиды, я показывал совсем недавно, в статье, посвященной красивейшим барельефам Москвы. Это особняк Рекк все на той же Пятницкой улице. Так что, чтобы лишний раз не повторяться, приведу лишь одну фотографию самих кариатид и еще раз предложу вам взглянуть на него своими глазами. Это эклектичное здание буквально изобилует всевозможные элементами внешнего декора, и кариатиды лишь одни из них. Между особняками Коробкова и Рекк не наберется и километра при том, что концентрация красоты здесь совершенно невероятная.

10. Кариатиды в Нескучном саду

Ну, а заключительным пунктом в сегодняшнем списке – еще одни весьма любопытные кариатиды с туманным прошлым и неоднозначным настоящим. Речь о кариатидах в Нескучном саду, расположенных в южной части парка, близ здания президиума РАН. Данная скульптурная композиция, в отличие от остальных объектов в сегодняшней подборке, поддерживает собой не портик или балкон здания, а деревянную конструкцию неизвестного предназначения, и расположена посреди небольшой рощи, являя собой довольно необычную парковую скульптуру.

-20

Почему прошлое кариатид Нескучного сада я назвал туманным? Все дело в том, что сколько ни искал, я так и не смог узнать хоть что-то об истории их появления, заказчике и авторе этой скульптуры. Что такого неоднозначного в их настоящем? Да просто расположены кариатиды вплотную к общественному туалету, так, что специально не придумаешь. А, может, это просто современное искусство такое, и у столь спорного соседства есть какое-то глубокое объяснение?)

P.S. Атланты на Солянке

-21

Да, и кстати, реставрация дома с атлантами на Солянке, пожалуй, главного и самого известного сооружения Москвы в контексте исследуемой темы, близка к завершению. Со здания уже убраны леса, практически завершена внешняя отделка, но пока еще продолжаются внутренние работы. Но думаю, к моменту выхода четвертой [и почти наверняка заключительной] статьи об атлантах и кариатидах Москвы будут закончены и они.

На этом на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь, и очень постараюсь не подкачать и впредь!

#архитектурамосквы #архитектура #экскурсиипомоскве #интересныеместа #интересныефакты