Друзья, на канале Собчак наконец-то вышел фильм про школьную травлю. Почему наконец-то? Лично я очень давно жду, чтобы крупные блогеры сделали про это фильм. Да, мы говорили об этом с Сашей Мурашевым, да, говорили с каналом «18+», это хорошо, но недостаточно крупно. Я всё ждала, что Дудь (признан иноагентом) снимет об этом такой же резонансный фильм, как он сделал про СПИД или про Колыму (моё ему уважение за это), не дождалась. А теперь, положа руку на сердце, его мнение про травлю в российской школе не так важно, его не станут слушать. Собчак пока в РФ и никуда не собирается, по понятным в знающих кругах причинам, ионогеном её при текущей власти тоже не сделают. Значит, у фильма есть шанс. Я не очень её люблю. У меня до сих пор претензия за фильм про маньяка. Но за фильм про травлю готова пожать руку. Про это надо говорить, а лучше кричать, чем громче, тем лучше, и чем крупнее блогер, тем это может быть эффективнее.
Итак, что меня в фильме порадовало:
1. Эксперты чётко проговорили, что жертвой может стать любой и что травля происходит в коллективе, который не регулируется взрослым.
2. Наконец, открыто сказали о том, что общественный контекст сильно формирует терпимость к насилию, чем больше насилия и агрессии в обществе, тем выше толерантность к травле в школах. Что у нас сейчас в стране происходит с толерантностью к насилию, ни для кого не секрет. Корреляция между ведением военных действий и уровнем агрессии тоже давно изучена. Вот одно из самых известных исследований об этом.
Возьмите любой показатель: зарегистрированные насилия по отношению к детям, количество изнасилований, количество насилия с применением оружия, правонарушения в школах и т. д. По всем показателям у нас цифры растут. Поэтому ждать снижения травли в школах пока наивно. Вот лишь две картинки:
Давайте сразу договоримся удержаться от убийства друг друга в комментариях по поводу "За" или "Против", как это принято последние полтора года. Останемся цивилизованными комментаторами. Не тот канал и не та статья, чтобы биться по поводу позиций. Не важно, за мы или против. Есть факты. Далее только оценка каждого конкретного человека. Если он "За", то, видимо, он подумает: "Ну ничего, лес рубят - щепки летят, вот закончим и будем разбираться с насилием в школе". Если он "Против", то его размышления скорее такие: "И вот этот растущий уровень насилия - тоже аргумент против". Повторюсь, удержитесь от атак друг на друга про позицию. Примите это просто как факт, как бы вы не относились к происходящему.
3. Наконец, озвучили про связь травли и стрельбы в школе. Напомню, в начале февраля 2022 года (ещё до всех событий) был принят закон в РФ, запрещающий использовать в СМИ определённые слова, что сильно усложнило возможность нам, экспертам говорить честно про скулшутинг. А уже в марте-апреле 2022 года из телевизора словами Мизулиной и Захаровой полилась риторика о том, что в скулшутинге в Российских школах виноват коллективный запад. Я писала об этом. Довольно быстро это стало общим местом. Я успела испытать все недостатки этой риторики. Участвовала в двух закрытых региональных антитеррористических конференциях, где представители антитеррористических организаций открыто рассказывают про взаимосвязь, про то, что у каждого скулшутера в анамнезе травма в дисфункциональной семье и травля в школе. Вместе с тем, тебе (хотя ты не просто участник, а спикер) не разрешают вынести или опубликовать озвученные материалы и просят в соц сетях не рассказывать ни про конференцию, ни про твоё участие. Ну... такое себе. Зато вместо этого громко слышно Мизулину, которая рассказывает, что в скулшутингах виноват Моргентшерн. Спасибо Собчак, что не стала вырезать из фильма фразу эксперта о том, что взаимосвязь есть.
4. Признали, что агрессор — это всегда человек с болью, часто из семьи, в которой принято насилие, человек, который не умеет взаимодействовать по-другому. Именно поэтому просто давить на него, прессовать, сделать ему хуже в сто раз – не работает. С ним так уже было. Его надо исцелять. Всегда вопрос – а кто это будет делать?
5. Сказали про травму свидетеля, про то, что от травли в классе страдает не только жертва, но и все, кто за этим наблюдают.
6. Упомянули, что свидетели могут остановить травлю. Вот, кстати, на моём канале классная история про то, как свидетель это сделал.
7. Отметили, что часто причина молчания свидетелей в нашей кросс-культурной истории. Обычно под этим имеется ввиду травматичный опыт репрессий и десятилетия жизни с присказкой «не высовывайся».
8. Озвучили, что нельзя говорить ребёнку «разберись сам». Вот на моём канале история про то, что бывает в классе, если взрослые живут в парадигме «дети сами разберутся».
9. Напомнили, что, если в школе призывают к уравниловке, это может стать триггером. Я абсолютно согласна, именно поэтому в школе нужно постоянно усложнять мир детей, рассказывать про то, что люди разные и что разность — это хорошо. Напомню, исследования опровергли, что введение униформы снижает травлю. Нет, форма не снижает травлю, только взрослые могут снизить травлю тем, что они говорят, что транслируют, как сами себя ведут.
10. Отдельно скажу, что, конечно, этот сюжет является партнёрским и может показаться, что он весь создан только для того, чтобы продвинуть дистант и «Фоксфорд». Да, это реклама «Фоксфорда». Однако факт остаётся фактом, в каждой третьей истории травли, которая проходит через меня, ребёнка забирают из школы и либо переводят на семейное обучение, либо определяют в дистанционную школу, довольно часто именно «Фоксфорд».
Что мне в фильме не понравилось:
1. Некоторые фразы, которые звучали от героев. Это такие стигмы, слышать которые очень грустно и которые мешают делать школу без травли.
«Естественно, на меня косо посмотрели, пришла новенькая», говорит девочка о своём опыте перехода в новую школу, где её травили. Нет, это не естественно, откуда такая уверенность в нас, что быть новеньким — это сразу быть в группе риска? Мы знаем откуда. Потому что очень часто мы были свидетелями того, что новеньких травят. Но это не «естественно». Поверьте, есть учителя, которые умеют такую культуру в классе создать, что, когда приходит новенький, им достаточно широко улыбнуться, сказать: «Мы так рады тебя принять в свою команду! Сегодня же устроим чаепитие по этому поводу. А сейчас давайте-ка узнаем друг о друге побольше», и дети все считывают. Новенького наверняка будут травить? Нет, это миф и стигма. Совсем недавно на канале была история про учителя, которая вот так умела сплачивать класс, почитайте, вот в таком классе разве станут новенького травить?
«Дочка любит K-pop, корейскую субкультуру, я даже ей сказала, может, не надо так ярко это показывать?», говорит мама. Что за бред? Нужно стать серой незаметной мышью, присесть пониже, говорить потише, не отсвечивать? Вас самих устраивает такое общество, в котором надо сливаться с ландшафтом? Мы знаем откуда это. Из детства самой же этой мамы, которая прекрасно помнит, как в её детстве точно также травили того, кто выделяется, кто ярче, кто отличается. Ей уже кажется это нормой жизни, она заранее готовит к этому дочку. Но нет, это миф и стигма.
«В школе решает сила. Школа — это анархия, ни учителя, ни психологи, ни родители не могут повлиять на детское поведение», говорит мальчик, бывший агрессор. И ведь так считает очень много людей. Школа воспринимается как зона. Возможно, часто это так и есть. Но это не значит, что это норма жизни, что так во всём мире и что это не надо менять. Даже в России далеко не в каждой школе так, мальчик, тебе не повезло, что ты учился именно в такой. Но это миф и стигма.
2. Приведены неверные цифры по количеству школьной травли в РФ (38%). На самом деле, по данным на 2019 год каждый второй ребёнок в течение 10 лет когда-то подвергался травле в школе (ежегодное исследование «Михайлов и партнёры», эти цифры подтверждаются исследованиями UNICEF, эти же данные повторяются в исследовании Совета Федерации). Далее в 2020 и 2021 годах цифры не считаются валидными, там было снижение из-за ухода на дистант, что только подтверждает статистику. Теперь нужно ждать исследование по 2022 году. Вот в этой статье я приводила верные цифры по уровню травли в РФ, там много других интересных цифр и фактов.
3. Мне показались довольно поверхностными советы учителя, которая говорила, что делать, чтобы травли не было. «Проводить беседы, классные часы по теме толерантность, давать кейсы решать». Да, это всё нужно делать, но это не будет работать, если при этом сами взрослые будут транслировать совсем другие противоречивые установки по толерантности к насилию и по тому, что в школе позволительно, а что не позволительно. В хорошим школах без травли (такие в РФ есть) не просто проводятся классные часы, там работа по нулевой толерантности к насилию встроена во все рабочие процессы. И понятно почему. Дети могут говорить про толерантность на классных часах хоть каждую пятницу, а потом на уроках услышать «Вы тупые, и родители вами не занимаются» (сказано при подготовке к ВПР) или «Ты чё, самый умный?» (сказано очень начитанному мальчику, посмевшему задать на уроке вопрос, который подвергал сомнению написанное в учебнике и сказанное учителем) или «О! Явилась не запылилась, на курорте была?» (сказано девочке, вернувшейся с больничного) или «А теперь спросим нашу липовую пятёрочницу» (сказано девочке, пришедшей из другого класса с одними пятёрками). Всё это фразы, сказанные учителями в историях травли из моей практики. В школах, где с детьми проводят беседы и классные часы.
Если бы Собчак поговорила со мной, я бы обязательно добавила, что главный инструмент профилактики травли в школе — это взрослый, каждый взрослый участник образовательного процесса. От директора, который задаёт ценности, уважительно относится к каждому учителю и каждому ребёнку, до охранника, который всех приветствует на входе (да, представьте, в хороших школах и охранника, и уборщицу и буфетчицу обязывают уважительно общаться с учителями и учениками). Те слова, которые взрослый произносит, те установки, которые он транслирует, то поведение детей и своё собственное, которые он либо одобряет, либо нет. Вот тут я писала статью про 5 "П" здорового школьного коллектива. Без комплекса этих 5 "П" лекции и классные часы не работают.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.