Введение антироссийских санкций и прекращение взаимодействия с рядом стран приводят к тому, что реализация зарубежных проектов, которые осуществлялись Россией до кризисных событий, продолжается в настоящее время и приобретает все большую актуальность. Являясь энергетическим «хабом», Турция представляет значительный интерес для России, что проявилось в разработке и начале строительства АЭС. Неапробированная бизнес-модель, негативное отношение общественности с обеих сторон не смогли нивелировать достоинства проектов ядерных электростанций «Аккую», «Игнеада», «Синоп», преимущества которых распространяются на политическую, экономическую, социальную сферы. Все вышесказанное обусловливает актуальность темы настоящей статьи.
Ключевые слова: энергетическое взаимодействие, российско-турецкие отношения, энергоресурсы, «Аккую», «Синоп», «Игнеада».
Автор: Герасимова Анна Владимировна, Вице-президент компании «ЗАНГЕР» (Россия, Москва)
Современная ситуация на мировом энергетическом рынке, введение антироссийских санкций, сложности с осуществлением расчетов и транзакций не привели к тому, что российское правительство стало принимать зеркальные меры. Напротив, все инициированные ранее проекты продолжают реализовываться (ядерные электростанции «Аккую», «Игнеада», «Синоп» в Турции, проект АЭС «Пакш-2» в Венгрии, использование нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1) и т.д.).
В связи с текущим положением особую важность приобретают те страны, которые, несмотря на давление со стороны Европы и США, продолжают взаимодействие с Россией. Одно из подобных государств – Турция, которая в настоящее время является одним из наиболее привлекательных партнеров, что обусловлено рядом причин. Во-первых, ее уникальное преимущество заключается в выгодном расположении и приводит к тому, что Турция осуществляет функции основного связующего звена между различными государствами. Во-вторых, современная кризисная ситуация способствует увеличению значимости страны как места для транспортировки природных ресурсов. В-третьих, Турция представляет собой огромный по размеру энергетический рынок, обладающий существенным потенциалом и демонстрирующий активное развитие.
В последние годы Турция нацелена на значительный рост транзита природных ресурсов, что способствует увеличению количества ее стран-партнеров, среди которых можно выделить Израиль, Ирак, Азербайджан, Иран. В связи с этим можно сделать вывод, что Турция выступает своеобразным «хабом» природных ресурсов, однако доля добываемых в стране энергоресурсов не является значительной и достигает только в среднем 69 343,71 барреля нефти в день, находясь по этому показателю на 58 месте в мире [1].
Несмотря на то что транспортировка энергоресурсов результативно функционирует и показывает стабильную тенденцию к росту, Турция нацелена на развитие такого направления, как использование различных видов энергетики, что продиктовано особенностями ее современного положения:
1. Развитие энергетики важно для страны вследствие нацеленности на достижение углеродной нейтральности к 2053 году. Возведение запланированных 12 реакторов не является достаточным [2], и это обусловливает важность поиска новых партнеров для реализации соответствующих проектов.
2. Активная вовлеченность президента Турции способствует повышению внимания к данному сектору хозяйствования, что позволило увеличить показатели ветровой и солнечной энергетики с 13,6 % в 2021 году до 15,1 в 2022 году (на 1,5 %) и привело к тому, что Турция достигла пятого места среди европейских стран и заняла 12 место в мире по общему объему полученной данным способом энергии. В стране функционируют 186 ветряных электростанций, а потенциал полученных солнечных ресурсов достигает 380 миллиардов кВтч/год. При условии повышения данного показателя в пять раз страна могла бы сэкономить более миллиарда долларов США в год [3].
3. Для развития данного направления существенна экологическая проблема: большая часть населения проживает в городах, где уровень вредных выбросов значительно превышает стандарты, одобренные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
4. Внимание к данной отрасли объясняется особенностями экономико-социального положения, а именно необходимостью формирования новых рабочих мест и роста уровня жизни ввиду его активного роста (с 2017 года население Турции увеличилось на 4 625 837 человек, достигнув показателя в 85 279 553 человека) [5].
Помимо обозначенных выше причин, отдельно стоит остановиться на том, что Турция нацелена на снижение зависимости от импорта энергоресурсов из других стран, который в настоящее время составляет 71 % и приводит к негативному воздействию на национальную валюту, а именно к ее значительному обесцениванию (около 28 % по итогам 2022 года) и росту дефицита торгового баланса федерального бюджета в целом. В качестве стратегии развития данного направления выделяется необходимость снижения импортозависимости страны до 13 % в 2053 году [6].
Приведенные положения обусловливают важность развития энергетики в Турции и необходимость строительства новых станций. Одним из важных в этой связи проектов является станция «Аккую», договор о возведении которой был согласован между Россией и Турцией в 2010 году, а полномасштабные работы в данном направлении начались в 2018 году. АЭС «Аккую» строится в районе Мерсин по разработанной российской стороной модели, реализуемой аффилированной с «Росатомом» компанией. 27 апреля 2023 года была осуществлена первая доставка ядерного топлива из России, что позволяет в полной мере отметить принадлежность Турции к сообществу государств, которые применяют на своей территории технологии атомной генерации [7].
В соответствии с проектом строительства энергостанции она будет состоять из четырех блоков, которые построят поочередно (первый – в 2023 году), и по итогам возведения они смогут обеспечить мощность в 4800 мегаватт, что составляет около 10 % совокупного потребления электроэнергии в стране (290 млрд кВт.ч). При прогнозируемых значениях данного показателя 500 млрд кВт.ч новая станция предоставит возможность структурировать объем полученной энергии из всей совокупности существующих источников и привлечь дополнительные энергетические ресурсы из АЭС «Аккую» [7].
Строительство станции производится при помощи вовлечения как российских, так и турецких организаций, что будет положительно воздействовать на рост доходов стран и увеличение совокупного размера рабочих мест на 11 000 позиций. Функционирование АЭС «Аккую» рассчитано на 100 лет, из которых 60 – это бесперебойная работа оборудования, при условии получения удовлетворительных результатов диагностики продлеваемая на 20 лет, после чего поэтапно производятся ликвидация отходов и ее закрытие [7].
Обозначенные аспекты свидетельствуют о значительной ожидаемой эффективности АЭС «Аккую». Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время увеличивается численность противников данного проекта среди турецких граждан, чьи аргументы сводятся к следующим пунктам. Прежде всего, общественность настроена негативно вследствие того, что правительство не организовало дискуссии о целесообразности и безопасности осуществления данного проекта
Затем появившиеся недочеты в строительстве, проблемы с фундаментом вызвали критическое отношение к качеству возведения такого опасного и долгосрочного объекта, а транспортировка отходов по воздуху является высокорисковой и неоправданной (по мнению противников проекта). Не менее важную роль играют особенности современного положения России, введение санкций и негативное восприятие страны и инициированных ей проектов строительства энергостанций со стороны прозападно настроенного населения Турции. К тому же высокий уровень сейсмичности может вызвать повторение в Турции катастроф, аналогичных случившимся в Чернобыле и Фукусиме.
Необходимо отметить, что противники возведения АЭС «Аккую» есть и в России. Они обеспокоены, в первую очередь, тем, что «Росатомом» выбрана бизнес-модель, которая, в отличие от используемых в подобных случаях в мировой практике, предполагает, что АЭС «Аккую» после возведения остается в собственности дочернего подразделения «Росатома», сформированного в Турции. Это говорит о несении ответственности за все происшествия только российской стороной. Кроме того, инвестирование средств в строительство АЭС «Аккую», которое оценивается в 22 млрд долларов США, осуществляется только Россией, без привлечения стран-партнеров. Расчеты производятся в американской валюте, что в нынешней ситуации с учетом роста курса и запрета на использование долларов в российских операциях усложняет проведение транзакций между странами. Стороны достигли договоренности, согласно которой оплата за электроэнергию в большей мере (70 %) фиксирована на 15 лет функционирования АЭС «Аккую», а после покрытия всех связанных с ее возведением затрат турецкая сторона получает 20 % от чистой прибыли станции [8].
Наконец, Турция воспринимается как партнер, действия которого во многих случаях не могут быть спрогнозированы, так как она действует в своих интересах. Страны находятся на разных сторонах конфликта, что в экономическом плане может привести к патовым для России действиям, а именно закрытию АЭС, в результате чего российская сторона не сможет вернуть вложенные средства.
Большая часть российских противников строительства АЭС «Аккую» опирается в своем мнении на доклад Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), к контраргументам которого, кроме перечисленных, можно отнести следующие:
– предоставление турецкой стороне, по сути, беспроцентного кредита;
– наличие высокого риска национализации проекта ввиду возникающих проблем со строительством;
– отсутствие перечня гарантированных потребителей электроэнергии, которые будут готовы приобрести ее по фиксированной стоимости;
– транспортировка топлива производится за счет российской стороны;
– отсутствие учета инфляции, валютных курсов и иной рыночной конъюнктуры при прогнозировании фиксированной цены на энергоресурсы [9].
Все вышесказанное, безусловно, вызывает опасения, однако нивелируется теми преимуществами, которые получает каждая из стран от строительства АЭС «Аккую». Для России к таковым относятся:
– получение возможности трудоустройства своих граждан;
– рост налоговых выплат в федеральный бюджет за счет вовлечения в строительство существенного количества организаций из России;
– за весь совокупный срок работы АЭС «Аккую» она будет зависима от российского топлива;
– турецкая государственная компания «ТЕТАШ» подписала соглашение, в соответствии с которым будет приобретать 70 % электроэнергии по фиксированной стоимости, достаточно привлекательной даже с учетом инфляции и т.д.;
– формирование положительного имиджа России и получение возможности строительства подобных станций в других странах;
– осуществление поддержки активно развивающейся страны, которая обладает значительным потенциалом, но не располагает необходимыми для строительства на самостоятельной основе средствами;
– создание прецедента применения инновационной модели, которая наиболее привлекательна для развивающихся стран;
– повышение эффективности взаимодействия между Россией и Турцией, в том числе в рамках организации кадрового обмена, привлечения на обучение иностранных студентов и так далее;
– поддержка развития экономик стран при помощи формирования инфраструктуры и локализации производственных процессов [10].
Турция от возведения АЭС «Аккую» также получает существенные преимущества, к которым можно отнести:
– возможность увеличения объема чистой энергетики и равномерное распределение требуемых для страны энергоресурсов среди различных источников;
– формирование новых рабочих мест и специализированное, профилированное обучение работе на АЭС турецких сотрудников в России;
– создание новой сферы хозяйствования в Турции, развитие которой будет способствовать зарождению и работе других отраслей;
– в течение срока протяженностью около 80 лет Турции будет направляться 20 % дохода с каждого реактора;
– уменьшение зависимости от поставок электроэнергии от западных партнеров;
– повышение стабильности и надежности в обеспечении страны энергоресурсами [10].
Приведенные положения доказывают не только важность строительства АЭС «Аккую», но и целесообразность планируемого возведения двух новых станций в Турции: в Синопе и Игнеаде. Первая из них, АЭС «Синоп», будет находиться на Инджебуруне и обойдется российской стороне в 40 млрд долларов. Она будет сформирована за счет строительства четырех энергоблоков, каждый из которых нацелен на предоставление максимальной мощности в 1140 мегаватт, что позволяет говорить о совокупной выработке объемов станции в 4560 мегаватт. Срок ее службы – 60 лет с ежегодной выработкой электроэнергии порядка 34 миллиардов киловатт-часов [11].
Вторая АЭС, «Игнеада», намечается к строительству в 250 км от Стамбула. Она также формируется за счет возведения четырех блоков, совокупная мощность которых составит 5200 мегаватт. В настоящее время большее внимание уделяется реализации двух названных выше проектов, однако значимость данной станции от этого не уменьшается [12].
Обобщая все сказанное, можно сделать следующие выводы. В настоящем исследовании нами были рассмотрены различные аргументы как в пользу строительства российской компанией АЭС в Турции, так и против него. С нашей точки зрения, формирование эффективного и результативного взаимодействия между государствами очень важно, особенно в современной ситуации. Оно охватывает экономическую, политическую, социальную и культурную сферы, способствует созданию новой инфраструктуры, повышению качества жизни населения, развитию стран в целом. Наконец, возведение новых станций является «дружественными проектами», что важно при решении возможных конфликтов между другими государствами, где страны имеют противоположные интересы. По этим причинам сотрудничество между Россией и Турцией в области энергетики должно продолжаться, так как обладает большими преимуществами и потенциалом развития.