Найти тему
1K подписчиков

Бибилионочь 2023 : «Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было» в театре «Модерн»

108 прочитали

Не успели мы отрефлексировать события ночи музеев-2023, как нас настигла Библионочь: в ночь с 27 на 28е мая в 12-й раз (оказыватся!) библиотеки, книжные магазины, литературные музеи и культурные центры по всей стране будут полуночничать. В программах в неурочное время творческие мастер-классы, экскурсии, лекции, встречи с писателями, поэтические чтения, книжные ярмарки. Тема акции этого года — «Читаем вместе». Давайте почитаем?

В Москве, как обычно, глаза разбегаются, только и успевать регистрироваться. В этом году впервые к акции «Библионочь» присоединился даже Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, предложив открыть для себя всем известную сказку «Маленький принц» по-новому, узнать историю витражей, орденов Римско-католической церкви и многое другое.
Но когда я узнала о возможности посетить
в театре «Модерн» литературно-музыкальный спектакль "Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было", мои сомнения отпали и муки выбора (моя извечная проблема) разрешились сами собой.

 Не успели мы отрефлексировать события ночи музеев-2023, как нас настигла Библионочь: в ночь с 27 на 28е мая в 12-й раз (оказыватся!-2

Во-первых, Маяковский - со школы один из моих любимых поэтов.

Во-вторых, Ахматова: она была женой второго любимого в школьные годы поэта, а в феврале я была в Фонтанном доме в Петербурге. Говорят, что там находится подаренная ей книга стихов Маяковского - его творчеством Анна Андреевна интересовалась, но это спойлер😉 .

И в третьих, этот спектакль необычный. Это поэзия в сопровождении государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель – Владимир Спиваков).
Вернее, это даже поэтическая трактовка статьи (!) Ч
уковского "Ахматова и Маяковский" Корнея Чуковского, впервые прочитанной в 1920 году и до сих пор актуальной.

Находка из оцифрованных фондов Библиотеки им. Н.А. Некрасова electro.nekrasovka.ru
Находка из оцифрованных фондов Библиотеки им. Н.А. Некрасова electro.nekrasovka.ru

Как понятно из названия, вечер посвящен Анне Ахматовой и Владимиру Маяковскому и инсценировке встречи, которой на самом деле не было. Хотя Ахматова и Маяковский были знакомы друг с другом, но это, как говорится, другая история.

Создать спектакль из статьи? Вы такое встречали?
Я — нет. Хотя, если уж "из какого сора рождаются стихи" (с), то чему удивляться. Но удивиться есть чему: почитайте "первоисточник" выше☝.
Корней Иванович однажды уже высказался про любимый всеми московский особняк Рябушинского как "самый гадкий образец декадентского стиля", так что к его высказываниям я лично отношусь с осторожностью. А тут написал такое: "Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг другу, сколь враждебны эпохи, породившие их."
Ой ли?

Автор инсценировки — Юлия Авшарова, заслуженная артистка России, актриса «Театра на Покровке», доцент кафедры актерского мастерства Театрального института имени Б. Щукина и Российской государственной специализированной академии искусств.

 Не успели мы отрефлексировать события ночи музеев-2023, как нас настигла Библионочь: в ночь с 27 на 28е мая в 12-й раз (оказыватся!-5

Спектакль — это не просто сравнение творчества, чему собственно, посвящена статья Чуковского: «Пусть Ахматова, изображая любовь, описывает легкие прикосновения руки и чуть заметные движения губ, — Маяковскому нужно стоглазое зарево, стоверстный пожар».

Получился диалог. Поэтов между собой. И даже их обоих — с Чуковским.

На сцене только двое: Юлия Авшарова и Юрий Анпилогов.

И оркестр «Виртуозы Москвы».

Порой казалось, что голосом Юлии Авшаровой звучит сама Анна Ахматова, она настолько точно попадает в образ Анны Андреевны, что иногда кажется, что именно такой прекрасной и утонченной Ахматова предстала бы в наши дни.

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

 Не успели мы отрефлексировать события ночи музеев-2023, как нас настигла Библионочь: в ночь с 27 на 28е мая в 12-й раз (оказыватся!-6

Маяковский Юрия Анпилогова (Юрий — не только актер театра «Модерн» и обладатель театральных премий, но официальный голос Владимира Маяковского в Государственном музее В.В. Маяковского!) на 100% соответствует его образу (в моем представлении): мощный и сильный.

Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен, —
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?

И чувствую —
«я»
для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.

Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.


Отдельно хочу сказать про музыку.
«Виртуозы Москвы» здесь — не просто музыкальный аккомпанемент. Произведения русской классической музыки в исполнении
«Виртуозов Москвы» (Прокофьев, Шостакович, Чайковский, Рахманинов, Курбатов и Мясковский) звучат не фоном, а самостоятельным и важным элементом спектакля.

Дирижер оркестра – Джереми Уолкер (Великобритания), выпускник Лондонского Королевского колледжа и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, который с декабря 2021 года является участником стажерской группы дирижеров оркестра «Виртуозы Москвы». Сдержанный, истинный англичанин!
Музыка даёт спектаклю дополнительный нерв и напряжение, которого в стихотворном диалоге между
героями Юлией и Юрием и без того с избытком.

Фото мое
Фото мое

Спектакль идет без антракта и с просьбой не аплодировать до финального поклона, чтобы не снижать накала страстей и завораживающего эффекта от стихотворного противостояния.

Но зато, когда артисты вышли на поклон, овации были невероятные. Такого количества цветов артистам, признаться, я давно не видела. Жаль, телефон подвел и не получилось сделать хорошие фотографии. Вы лучше сами сходите и убедитесь, что противоположности сходятся. Как минимум в пространстве театра.

Поклоны артистов
Поклоны артистов

В общем, моя первая библионочь не была комом, а получилась совершенно чудесной! Сочетание музыки и поэзии — это идеальный формат для тех, кому медведь на ухо наступил — особенно.

А как вы провели библионочь? ;-)
и что вы думаете про "Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг другу, сколь враждебны эпохи, породившие их"?

Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.

Я на других площадках:

Вконтакте / Одноклассники /Телеграм