Князь Всеволод Большое Гнездо жил в с 1153 по 1212 год. Свое прозвище он заслужил за свое многочисленное потомство, как мужского, так и женского пола. Из двенадцати детей пережили непростой период взросления аж восемь человек. Отец-герой? Разумеется.
Но разве ж можно в этом непростом и полезном деле нам восхвалять его одного? Тем более, что всех этих славных ребятишек родила ему одна женщина. Про неё и вспомним сегодня. Звали её Мария. А отчество было весьма необычное - Шварновна. Кем же она была? Тут историки спорят. В одной из летописей младшая сестра Марии Шварновны называлась "ясыней". По этой логике некоторые исследователи стали считать, что и сама жена Всеволода была тоже осетинкой. Но в других источниках, в том числе и в монастыре, где похоронена Мария, она именуется как "дочь чешского князя". При желании имя Шварн можно счесть и чешским, и осетинским, и любым другим. Хорошо бы найти ещё носителей его. А был такой. И как раз он, возможно и был тестем Большого Гнезда. Шварн был известным воеводой 40-60-х годов XII века. Служил разным русским князьям, а сам был боярином. Вполне реальная личность, на дочери которого и мог жениться Всеволод. Правда, о происхождении Шварна опять ничего не известно, хотя в книге Алексея Карпова "Юрий Всеволодович" приводится свидетельство, что слово "švarny" в чешском языке означало "красивый, опрятный". Продолжим мысль: то есть, происходит от общего корня "вар", то есть "ладно сваренный", "красиво сложенный". А почему же тогда "ясыней" сестра звалась у Марии? Может быть, и по матери. Опять же, не факт, что у двух сестер была мать общая. В общем, происхождение не ясно до конца у детей Шварна.
Зато какую дочь он дал. На протяжении 20 лет она честно исполняла свою роль укрепления рода. Первые её дети были рождены еще в конце 70-х. Сначала это были девочки. Лет восемь, вероятно, даже переживали насчет наследника, но потом всё произошло лучшим образом. Да, Борис и Глеб умерли рано. Но зато выросли и возмужали Константин, Юрий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иван. Последний появится на свет в 1198-м, когда родителям будет уже за 40.
Но Мария Шварновна не довольствовалась ролью "мамочки". Была очень деятельной женщиной. Во-первых, она была очень образована в религиозных вопросах, относилась к религии с осознанным интересом. Во-вторых, активно занималась благотворительной деятельностью. Организовывала помощь не только бедным людям, но и заботу о путешествующих. В-третьих, покровительствовала строительству церквей. Что интересно, не только строительству, но и внутреннему украшению. Если угодно, занималась религиозным дизайном, руководила украшением и внутренним убранством храмов и монастырей. Щедро выделяла деньги для деятелей искусств и науки.
Могла бы сделать куда больше, но вот во время родов Ивана, что-то пошло не так. Подробностей не знаем, да и не важно это. Известны последствия. С той самой поры княгиня совсем не вставала с постели. В лежачем положении она провела более семи лет. Но даже в такой стесненной ситуации продолжала деятельность. Мария организовала строительство нового монастыря. Лично определяла каким он должен быть, контролировала ход строительства и устроения быта обители. Мы и сейчас его можем видеть во Владимире. Называется он Успенский Княгинин монастырь.
Когда монастырь был готов, княгиня сама стала его насельницей. Приняла постриг. Её, всё также лежачую, перенесли в её новую обитель. Осознав, что главное дело жизни успешно завершено, Мария умерла спустя всего две недели после пострига.
Но прежде. Уникальный случай. Летописи сохранили факт её наставления своих детей. Прежде, да и позже, обычно князья дают наказ своим сыновьям. Но Шварновна, по все видимости, обладала всей полнотой влияния на свою семью. Собрала сыновей. Понимала ведь, что крепкие амбициозные мальчишки в будущем не удержаться от взаимного противостояния. Тем не менее, постаралась внушить им необходимость мирного, братского сосуществования. Именно она определила, что среди них теперь старший сын Константин всем глава и в то же время заступник (имей братию свою словно сыновей).
Такого подробного завещания своим сыновьям мы не находим больше ни у какой княгини. Видно, действительно, была женщиной властной и мудрой. Была и любимой в народе. Её в монастырь провожала не только семья, но и бояре, горожане, монахи со всех монастырей. Провожали со слезами на глазах свою покровительницу. Знали, что нет у неё преемницы в делах благородных.
Ну а муж? Тоже переживал. Через три года снова женился. На сей раз детьми не обзавелся. В новом браке прожил всего чуть более двух лет, да тоже умер. Но их род продолжился: великие князья, цари, святые, да и многие царские фамилии, те же Гагарины, Нагие и прочие. Так что, вероятно, и сегодня живы дальние потомки.
Читайте также:
Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно, да и чаще будете встречать наши публикации. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram.