Найти тему

Концепция технологического развития

Концепция технологического развития

Основные параметры и образ будущего

Правительство утвердило Концепцию технологического развития на период до 2030 года. Разработчиками выступила «группа Белоусова» под руководством первого вице-премьера. Отсюда головным ведомством является Минэкономразвития скорее, чем Минобрнауки.

Хронологические рамки действия документа совпадают со сроком окончания действия нацпроектов, федеральных научно-технических программ, а также основной части Стратегии научно-технологического развития. КТР – документ скорее среднесрочного планирования, который должен выполнять двоякую задачу: и достичь нужных параметров, и создать условия для ускоренного развития в нужном направлении после окончания срока действия всей совокупности стратегически-доктринальных документов.

Раздел «Основные понятия» задает концептуальную матрицу КТР. Здесь мы видим синтез трех блоков: Стратегия НТР (вызовы, полный инновационный цикл и т.п.), реформированная структура научной политики (ВИП ГЗ и пр.), формулировки НТИ. В числе основных концептов: компания-лидер, проекты-маяки, проекты технологического суверенитета, критические и сквозные технологии, передовые инженерные школы, стартапы, технологические приоритет и суверенитет, ИНТЦ, центры компетенций, центыр трансфера технологий. Реанимированы понятия «малого инновационного предприятия» (созданные вузами и НИИ) и «малой технологической компании».

КТР является документом стратегического планирования, основывается на Стратегии НТР, наццелях развития, Доктрины продовольственной и Стратегии национальной безопансости.

Угрозы:
1. Недостаточная способность адаптироваться к глобальным трендам.
2. Отставание в инновационном экономическом росте.
3. Утечка умов.
4. Нарушение производственных цепочек из-за технологических санкций.

Этапы технологического развития экономики:
1. Распад, атомизация и деградация в 90-е.
2. Встраивание в периферию глобального пространства (середина 2000-х – начало 2022 г.). Развитие науки и экономики шло параллельно, но не пересекалось.
3. Ориентация на технологический суверенитет в условиях санкционного давления (с 2022 г.)

Субъекты форсированного развития:
1. Объединения с образовательной, исследовательской, конструкторской и производственной базой.
2. Научно-образовательный структуры (исследовательские консорциумы).
3. Малые технологическое компании.
4. Профессиональные технологические посредники (брокеры).

Инструменты «вытягивания» приоритетных технологий:
1. Индустриальные мега-проекты.
2. Программы внедрения наилучших доступных технологий (своих).
3. Соглашения компаний-лидеров и Правительства.
4. Крупномасштабные исследовательские проекты по приоритетам технологического суверенитета.

Роль государства и госинститутов возрастает: стратегическое планирование, установление прозрачных и понятных правил игры, квалифицированный госзаказ, разнообразные меры поддержки и т.п. В том числе выделено развитие системы образования, а также инфраструктуры фундаментальных и прикладных исследований.

Принципы технологического развития:
1. Концентрации (приоритезации).
2. Приоритета поддержки частной инициативы.
3. Разумной конкуренции.
4. Целостности инновационного цикла и мер его поддержки.
5. Экономической целесообразности разработок.
6. Признания права на риск.

Образ будущего – к концу 2020-х годов РФ должна обладать:
1. собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий;
2. компаниями, корпорациями и предпринимателями, проявляющими высокоинтенсивную инновационную активность, опирающуюся на комфортную регуляторную среду;
3. устойчивой быстроразвивающейся производственной базой национальной экономики.

Цели и механизмы

Три цели развития:

1. Обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий.
2. Переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы.
3. Технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Два условия технологического суверенитета:
1. в области критических технологий – установление и поддержание технологического паритета со странами-лидерами;
2. в области сквозных технологий - достижение технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации.
Подходы к механизмам поддержки технологических инноваций:
1. Формирование госзаказа на исследования и разработки (кроме фундаментальной науки) на основе сквозных технологических приоритетов: выделение квот, настройка показателей. Результатом должен стать объект РИД.
2. Изменение общих подходов: увеличение сроков финансирования, включение в один проект работ по всем УГТ (а это и есть полный инновацинный цикл), поддержка создания экспериментальных и опытно-промышленных производств (стимулирования трансфера и оживление «долины смерти»), параллельные работы, право на риск и неудачу, снижение требований по софинансированию и т.п. (Те же подходы стоит развивать и в грантовой сфере).
3. Создание новых рынков для продвижения принципиально новых видов высокотехнологичной продукции на основе сквозных технологий через проекты-маяки. (Это бывшие net’ы НТИ, перелицованные на новый лад).
4. Преодоление технологических барьеров на основе запуска и развития системы открытых технологических конкурсов (в т.ч. в рамках НТИ).

Новые формы интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности:
1. Создание объединений с компетенциями по науке, образованию, ОКР и производству.
2. Модернизация действующих механизмов (ВИП ГЗ, ФНТП, комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла) для форсирования трансфера и использования технологий.
3. Компании-лидеры создают линейки высокотехнологичной продукции (сквозные технологий через соглашения с Правительством).
4. Сеть индустриальных центров компетенций по каждому из приоритетных технологичных направлений.
5. Главные конструкторы и главные технологий по направлениям критических и сквозных технологий. (Здесь идет стыковка с продвигаемой Михаилом Ковальчуком идеей головной научной организации (научного руководителя), а в случае комплексных проектов – сочетание этих «главных по этапам или разделам проекта»).
6. Фокусировка госсектора на технологических приоритетах.
7. Формирование в РАН научных советов по критическим и сквозным технологиям.
8. Возможность использования вузами и НИИ инфраструктуры бизнеса.
9. Консорциумы.
10. Экспериментальные зоны и песочницы.
11. Фокусировка «Приоритет-2030» на критические и сквозные технологии.
12. Усиление роли ключевых вузов и научных институтов как драйверов технологического развития, в т.ч. за счет: расширения сети инжиниринговых центров и центров трансфера технологий, объединения научных организаций при участии бизнеса в национальные лаборатории и(или) исследовательские консорциумы; развития научной экспертизы; создания кампусов мирового уровня.

В области технологических инноваций и интеллектуальной собственности образовательную систему также ждут улучшения:
1. Повышение квалификации ППС по этим вопросам.
2. Дополнение школьной программы вопросами интеллектуальной собственности.
3. Расширение сети кафедр и образовательных программ технологического предпринимательства.
4. Включение в программы по финансам, экономике и менеджменту компетенций по венчурному финансированию и управлению рисками.
5. Расширение возможностей ДПО в области технологического предпринимательства.

Образование, регионы, МНТС, приоритеты

Трансформация системы подготовки кадров и фокусировка на технологических приоритетах:
1. Уточнение образовательных программ.
2. Мониторинг и прогнозирование рынка труда с оценкой потребностей в специалистах и компетенциях.
3. Поддержка новых и действующих научных коллективов, молодых ученых.
4. Бесшовный кадровый переход.
5. Вовлечение в «Платформу университетского технологического предпринимательства».
6. Создание научных лабораторий под руководством молодых ученых.
7. Поддержка ведущих ученых и научных школ.
8. Развитие передовых инженерных школ.
9. Развитие ДПО.
10. Тиражирование лучших практик цифровых кафедр.
11. Доступность цифровых платформ контента.
12. Стипендиальные программы.
13. Запуск STEM-центров.
14. Развитие олимпиад и конкурсов професисонального мастерства.
15. Целевая аспирантура и стажировки для молодых ученых.
16. Базовые кафедры технологических компаний и их участие в разработке образовательных программ.

Также предусмотрены механизмы развития инновационного сектора, стимулирования спроса и предложения и устранения барьеров для технологических инноваций и формирования полноценного рынка интеллектуальной собственности. Еще в рамках развития инфраструктуры будут технологические биржи, демонстрационные зоны, межрегиональные сети центров трансфера технологий.

Систему поддержки получат малые технологические компании, в том числе – через стимулирование молодежного предпринимательства и интеграции школьников и молодежи в технологические проекты.

В первом же пункте функционала регионов РФ по ускорению технологического развития указано формирование научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных (почему-то только таких) высших учебных заведений (без упоминания о научных институтах, у некоторых из которых есть целые пояса внедрения). Также субъекты федерации будут реализовывать собственные научно-технологические программы (собственные региональные Стратегии НТР и КТР), а также запускать «технологические долины», готовить кадры в рамках СПО и высшей школы.

Международное сотрудничество ожидаемо прописано аккуратно и с акцентом на дружественные страны и форматы, где Россия выступает в качестве лидера. По сути, то что ранее распространялось на весь мир, теперь сфокусировано на части партнеров. Сами формулировки инициатив изменений не претерпели.

На три цели приходится 16 показателей их достижения. Особый интерес имеет «темп роста внутренних затрат на исследования и разработки (в сопоставимых ценах к уровню 2022 года)» - в 2030-м он должен составить 146,3% (т.е. вырасти в полтора раза, причем явно не за счет бюджета). Более наука и высшее образование впрямую в показателях не присутствуют.

Предварительный перечень сквозных технологий (технологических направлений)

Технологии обработки и передачи данных
Искусственный интеллект, включая технологии машинного обучения
и когнитивные технологии
Технологии хранения и анализа больших данных
Технологии распределенных реестров
Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной
реальностей
Квантовые вычисления
Квантовые коммуникации
Новое индустриальное и общесистемное программное обеспечение
Геоданные и геоинформационные технологии
Технологии доверенного взаимодействия
Современные и перспективные сети мобильной связи

Технологии в сфере энергетики
Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных
интеллектуальных энергосистем
Системы накопления энергии
Развитие водородной энергетики

Новые производственные технологии
Технологии компонентов робототехники и мехатроники
Технологии сенсорики
Микроэлектроника и фотоника
Технологии новых материалов и веществ, их моделирования и разработки

Биотехнологии и технологии живых систем
Технологии управления свойствами биологических объектов
Молекулярная инженерия в науках о жизни
Бионическая инженерия в медицине
Ускоренное развитие генетических технологий

Технологии снижения антропогенного воздействия

Перспективные космические системы и сервисы

Дискурс и выводы
Идеологически в КТР чувствуется влияние Петра Щедровицкого, а также комплексного дискурса предыдущего этапа развития НТИ (основной автор – Дмитрий Песков). Частично документ слово в слово повторяет ее документы.

Содержательно КТР – это практическая часть Стратегии НТР, переложенная на современный лад форсажа в сторону технологического суверенитета. Под одну крышу собраны все самые передовые (то есть отличающиеся от банальной раздачи денег) форматы поддержки инновационного сектора экономики. То, что мы раньше говорили о науке (что она должна стать производительной силой экономики) теперь приземлено на уровень технологий в концептуальных рамках технологического суверенитета.

Традиционно для команд, которые больше занимаются инновационными сюжетами – именно они вместе с экономическими вопросами и мерами поддержки субъектов экономической жизни прописаны подробно и хорошо. А вот часть про науку у этих команд выходит, как правило, несколько слабее. Для поисковой науки отводится роль поставщика решений для функционирования всей этой системы инноваций и технологического развития. Хотя для поддержки фундаментальной и поисковой науки мер практически не предложена. Это типичная ситуация. Аналогично и с другой стороны – когда документы пишут команды «от науки и вузов» - часто хромает часть с коммерциализацией.

Приоритеты научно-технологического развития (из Стратегии НТР) в части поддержки сектора НИОКР по сути механически заменены на приоритеты технологического развития (сквозные или критические технологии и т.п.). Встает вопрос о стыковке этих нескольких списков важных, нужных, приоритетных направлений.

В тексте КТР не обозначено, но сам документ не лишен рисков. В частности, избыточная приоритезация по направлениям именно технологического развития может «высушить» меры поддержки фундаментальной науки, которая должна развиваться максимально широким и инициативным фронтом.

В этой связи не стоит забывать, что Стратегия НТР является документов более высоким уровнем, чем Концепция технологического развития. Одновременно с этим Стратегия НТР охватывает стадию генерации знаний (то есть фундаментальных), которая фактически проигнорирована в КТР.

Область поисковых исследований становится полем противостояния двух центров гравитации: фундаментальной науки (а это Стратегия НТР, Программа фундаментальных научных исследований, экспертиза РАН и т.п.) и прикладных исследований (с берега инноваций, РИД, запущенных производств и исчислимой прибыли).

Впрочем, конкретика будет видна после того, как в течение месяца Минэкономразвития с Минобрнауки и участием заинтересованных ФОИВов и организаций составят план первоочередных мир.

По формулировкам видно, что «группа прорыва» (в частности – Михаил Ковальчук) явно внесли нужные им формулировки. Потому КТР – это документ в идеале консенсусный, но по факту – компромиссный. Четко видны две ключевые идеи президента Курчатовского института – о научных руководителях (главных конструкторах и технологах) и формировании крупных национальных центров и лабораторий (эта идея в общем-то давно не звучала на публике, но реанимирована в рамках КТР). Следовательно, никакого передела сферы НИОКР не предполагается – скорее зафиксирован раздел сфер влияния.

Подробнее: текст КТР и новость.

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/32775