Дорогие читатели, в этой статье мы рассмотрим шедевры европейского искусства, представленные в музее искусств имени А.С.Пушкина, на примере нескольких картин представителей французской школы живописи XVII-XVIII веков - эпохи рококо.
«Аврора и Кефал» — картина французского художника Пьера Нарсиса Герена, написанная в 1733 году, и известная в двух вариантах, которые хранятся в Лувре и Пушкинском музее. Картина является иллюстрацией к книге «Метаморфоз» Овидия, где рассказывается история Кефала. В него влюбилась богиня утренней зари Аврора и похитила его.
Выдающийся художник эпохи ампира, Герен писал сцены античности с немалым правдоподобием костюмов и антуража. Именно французские художники ампира открывают в истории живописи реалистическую (с точки зрения передачи внешних признаков эпохи) школу изображения античности, в противовес фантазиям на тему, существовавшим в предшествующие периоды, когда костюмы персонажей и прочие детали могли носить совершенно фантастический характер.
(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Герен,_Пьер-Нарсис)
Прекрасным украшением и достоянием коллекции Государственного музея изобразительных искусств является картина «Геркулес и Омфала» живописца Франсуа Буше, написанная около 1732-1734 года.
Художник изобразил мифологический сюжет о Геркулесе, находившемся несколько лет в рабстве у царицы Омфалы. Присутствие в сцене страсти пухлых кудрявых амурчиков, уходящих со шкурами и прядильными инструментами, снижает напряжение сюжета, усиленное красноречивой позой влюблённых.
Франсу́а Буше (29 сентября 1703 — 30 мая 1770) — французский живописец, рисовальщик, гравёр и художник-декоратор. Один из ключевых французских художников XVIII века, яркий представитель стиля рококо. Буше создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты. Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.
(Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геркулес_и_Омфала_(карт..)
Знакомясь с собранием французской XVII века, следует обратить внимание на единственное в коллекции полотно Симона Вуэ "Благовещение", год создания 1632-й.
Доля у Симона Вуэ в качестве придворного живописца была незавидная. Он делает всю ремесленную работу, рисует множество самых разных эскизов, вплоть до эскизов тканей, ведь при дворе два раза в год менялась обивка стен, мебели, портьер – шёлк натягивали летом, бархат – зимой. Эскизы посуды, приборов – это было всё на нём. И, кроме этого, Вуэ писал достойные полотна.
Всю картину можно разделить на две части по горизонтали, деление здесь проходит явное. В нижней части картины – абсолютно земная сцена, хоть и изображены Богородица и Архангел Гавриил, который держит в руках лилию, чтобы указать на происходящее событие. И только вверху происходит некое небесное действо.
Картина "Спящий амур" французского живописца и рисовальщика, академика Королевской академии живописи и скульптуры Франсуа Лемуана (1688 - 1737 гг.); выдающегося представителя раннего рококо, создателя композиций на мифологических сюжетов, наставника Франсуа Буше и Шарля-Жозефа Натуара.
Думаю, вы обратили внимание, что все картины объединяет присутствие амуров. Не вызывает вопросов их участие в любовных сценах, ведь Амур в древнеримской миологии символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной. Амуры и купидоны
Но вот в картине «Благовещение» Франсуа Вуэ, на первый взгляд сюжет вполне благопристойный). Но одна из трактовок картины говорит о другом. И действительно, при более детальном рассмотрении прослеживается романтическая нить.
Вся сцена в нижней части картины больше похожа на любовное свидание. Архангел выступает в роли кавалера, который весь извёлся муками любви и, упав на колени, решил объясниться. А Богородица написана, как придворная манерная девица. Она закатила глазки кверху: «Ах, в первый раз слышу, ничего не замечала, меня не касается»… (Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-simon-vue/)
Придворный художник Вуэ выразил свое виденье сцены встречи Архангела Гавриила и Богородицы в тонкой манерной театральности жестов и чувствительности мимики. Заказчиком этой картины был сам кардинал Ришелье, и предназначалась она для украшения церковного интерьера.
Посредством физических предметов - живописи, скульптуры, архитектуры мы учимся постигать великую красоту вместе с несовершенствами мироустройства. В искусстве не кроется, а лежит на поверхности ключ к пониманию духовных и человеческих ценностей. Нужно правильно воспользоваться этим ключиком…
Автор Анна Литовка.