Когда коллеги по администрации района прочитали в нашей районке эмоциональный отзыв пенсионера на мою статью, а потом узнали от меня, что печать отзыва в газете прошла с моего согласия, то их реакция была однозначно отрицательной. Я понял, что опять нарушил каноны жизни нашей администрации. Это меня немного насторожило: как отреагирует глава района на это моё нарушение. Но время проходило, а никакого начальственного отклика до меня не дошло. И я успокоился, решив больше не публиковать проблемных статей по своей работе. Только - нейтральные отчёты, пусть народ сам выводы делает, если они ему нужны.
Я далёк от мысли, что это пустячное событие прошло мимо внимания главы района — кто-нибудь ему доложил, но допускаю, что общий событийный фон в районе и за его пределами сделал его не достойным внимания для важного начальника.
Хорошо было в армии — всегда понимаешь когда нарушаешь Устав. Если, конечно, ты его знаешь. А я Устав знал, как бы это не показалось некоторым армейским товарищам странным. Для этого регулярно его штудировал. Ну как регулярно? Как только понимал, что не могу вспомнить что-то конкретное, редко используемое в авиационной деятельности, так брался за этот увесистый том общевоинских Уставов. Не чаще одного раза в месяц получается. Ну и перед всякими проверками вышестоящих штабов. Память у меня, понимаете, не того… А Руководство по лётной эксплуатации самолётов повторял еженедельно. Тоже — фолиант, скажу я вам. Хотя, бывало, что не каждую неделю летали, а то — и не каждый месяц. Но готовность к вылетам была ежесуточной, а вдруг - тревога. Приходится освежать знания РЛЭ.
А в администрации много всяких обычаев, которые местные впитывали, начиная с комсомольской юности и по мере карьерного роста в одном районе. Ну и записали бы какое-нибудь «Юности чиновничьей честное зерцало», я бы изучил и соответствовал. А тут, вроде всё по закону делаешь, а начальство косится, хоть и не озвучивает своё недовольство.
К нам в кабинет зашёл Иван Иванович. Вид у него был немного взбудораженный, а лицо красное, словно после взбучки главы района. Я насторожился: ох, с недобрыми вестями пожаловал к нам мой куратор.
- Анатолий Александрович, глава тебе поручает представительствовать от администрации района в забастовочном комитете учителей. Завтра они будут заседать в РайОНО, тебе следует там присутствовать.
- И какие мои функции, как представителя администрации, - машинально спросил я.
- Сам разберёшься, у тебя в должностных обязанностях написано, что участвуешь в разрешении трудовых споров и конфликтов организаций района. Почитай законы, подготовься, а там уже действуй по обстановке. У нас ещё забастовок в районе не было, так что, опыта ни у кого нет, помочь тебе некому.
- А в чём там конфликт?
- Требуют полностью рассчитаться по зарплате перед началом нового учебного года, иначе они не начнут занятия после каникул.
- Я понял, Иван Иванович, задачу, - заверил куратора, хотя ничего не понял.
Иван Иванович пожевал губами, словно что-то хотел добавить, но, покосившись на Васильевича, вышел из кабинета, ничего не сказав.
Я молча посмотрел на своего соседа. Васильевич сокрушённо покачал головой, что не добавило мне ни уверенности, ни ясности в завтрашнем деле.
- Странно, - решил я озвучить свои сомнения, - мне кажется, что срыв начала занятий в школе — дело серьёзное, тут, минимум заместителю главы надо представительствовать, если не самому главе. А посылают меня, специалиста по труду.
- Ну, главе виднее кого посылать, - уклончиво откликнулся сосед.
- А мне-то что делать, - не унимался я.
- Да кто же его знает? Думай… Вон, твой товарищ, начальник соцобслуживания удосужился привести свой коллектив в администрацию района, типа, пусть глава района ответит работникам почему зарплату задерживают. Ну, и чего он добился?
- Чего он добился, - тупо переспросил я, пытаясь сообразить когда это было и почему об этом не слышал, хотя изредка с подполковником запаса встречаюсь.
- Да ничего не добился, пошумели в кабинете главы района и разошлись. А глава такого не любит. Не удивлюсь, если твой товарищ вскорости лишится должности.
- Да за что же он лишится, ведь он о коллективе радеет, - возразил я.
- А за то… Нельзя главу подставлять. Раз глава тебя начальником назначил в организацию, то ты, как начальник, должен все проблемы в коллективе разруливать, а не приводить работников к главе. У главы своих забот хватает.
- Тоже — верно.
Фу, какой нехороший пример привёл Васильевич! Совсем он меня не ободрил, а, наоборот, расстроил. Сложное у меня было положение: с одной стороны сочувствовал учителям и хотел, чтобы их проблемы разрешились, пусть даже при помощи забастовки, а с другой — забастовка району не нужна, точнее, главе района не нужна. А, стало быть, мне надо как-то в этом направлении повлиять, иначе лишусь должности. Хотя, никто такой конкретной задачи — предотвратить забастовку - мне не ставил, но пятой точкой чувствовал, что служебный стул подо мной стал греться. Вечер переставал быть томным.
Пошёл к юристу, взял закон о забастовках и стал внимательно его штудировать. До сих пор был с этим документом знаком поверхностно, а теперь засел за ним надолго. Я и раньше догадывался, что закон этот очень не прост, чтобы дойти до самой забастовки, надо сильно постараться. Очень сильно, учитывая, что административный ресурс будет вставлять палки в колёса. Это мне на завтра надо палки заготовить для учительской забастовки. Вот до чего ты, Толя, дожился. Ну, а что делать, назвался груздем…
Правда, несколько раз прочитав закон, я уверился в том, что закон выполнить трудно, но бастовать собирались учителя — самые грамотные люди в районе. Уверен, что среди них найдутся те, кто сможет хорошо разобраться в процедуре подготовки и проведения забастовки, а уж дисциплинированности преподавательскому составу не занимать. И раз у этой исполнительной категории крышу снесло до готовности бастовать, то дела их совсем плохи.
Так что, Толя, как говаривал покойный батя: «Дело твоё — швах. Суши сухари!» Забастовке быть!
Короче говоря, после мучительных раздумий до самой ночи, перед тем как заснуть, я определился со своей позицией представителя администрации района. Буду следить за тем, чтобы процедура подготовки и проведения забастовки соответствовала букве закона, а там будь что будет. Никаких «палок» выдумывать не буду. Люди требуют своего, имеют право. Капитализм, чтоб его!..
Я появился на заседании забастовочного комитета в кабинете начальника РайОНО вооружённым до зубов: тетрадь и сборник законов с кучей торчащих закладок. Представился, назвал свою должность, упомянул, что участвую в мероприятии в соответствии со своими обязанностями. Меня посадили за стол рядом с начальником, я внимательно осмотрел присутствующих, которые тоже меня ненавязчиво рассматривали. Кое-кого из учителей уже знаю, бывал у них в классе со своими беседами о военной службе, других видел в школе мимоходом, народ, в основном, моего возраста, не считая хозяина кабинета. Обстановка деловая, культурная, хотя нервозность атмосферы в кабинете ощущалась, никакой неприязни в свой адрес не почувствовал. Одно слово: культурные люди! Два слова получилось.
Я тоже старался изображать уверенность, спокойствие и доброжелательность. Администрацию района представляю, это вам... не халям-балям! Хотя не знаю как это смотрелось со стороны.
Довольно быстро выяснилось, что комитет хочет пропустить некоторые обязательные элементы процедуры подготовки забастовки, потому что они предполагали определённые сроки. Учителя желали забастовать перед самым началом учебного года, что, конечно, было бы эффектно и наш район прогремел бы на всю область, как минимум. Они надеялись, что и районное, и областное начальство пойдёт на всё, чтобы начать занятия 1 сентября. Расчёт, конечно, правильный, но это — нарушение закона. Пришлось мне вступить в обсуждение и, раскрыв брошюру зачитать порядок подготовки и обязательные процедуры со сроками.
Возникла небольшая пауза, участники заседания начали переглядываться, я ждал реакции.
- Нашей администрации и вам, - раздражённо ответил географ, - только бы палки вставлять. Вас для этого и прислали…
- Товарищи, я вам искренне сочувствую и хочу, чтобы вы добились своего, но давайте придерживаться буквы закона. Вы же хотите забастовку провести, а не бунт учинить.
- Да, забастовку, но с этими сроками уведомлений, разрешений и прочего забастовку можно будет начать уже далеко после начала учебного процесса. А его прерывать — себе же проблемы создавать.
- Извините, у вас было целое лето отпусков, если вы собирались бастовать, то надо было начинать раньше.
- Раньше, раньше,.. за счёт своего отпуска, конечно,.. а как народ собрать из отпусков,.. вам хорошо говорить — зарплату платят вовремя, - загомонили учителя.
- Вы же понимаете, что если вы скатитесь в бунт, то зачинщикам просто не поздоровится и вашему профсоюзу защитить их будет трудно. А если вы всё сделаете по закону, то подкопаться к вам будет трудно, - увещевал я учителей, внутренне холодея от своих же слов.
Это — что, я их подговариваю правильно провести забастовку? Толя, ты что творишь? Да пусть бунтуют, там уже милиция и прокуратура будут ими заниматься. Сиди и молчи. Ты же знаешь, что главе всё докладывают, он всегда обо всём в курсе. Не надо консультировать самых грамотных людей района по забастовочному законодательству.
Участники заседания стали бурно обсуждать ситуацию. Начальник РайОНО тоже увещевал своих работников, но осторожно, без нажима, как отец, с высоты своей житейской мудрости. Мнения разделились и атмосфера в кабинете перестала искрить - безнадёга брала верх. Инициаторы решили ещё раз посоветоваться с коллективом и всё продумать. Заседание закрылось, и я вернулся в администрацию.
Доложился Ивану Ивановичу без подробностей, мол, учителя взяли паузу, решение не принято. Куратор покивал головой и отпустил меня без лишних вопросов.
Больше о забастовке я не слышал, представительствовать меня не посылали, ежегодная учительская конференция прошла торжественно, как всегда. И учебный год в школах начался штатно. Никакой забастовки не случилось. То ли уговорили учителей, то ли выплатили что-то из долгов по зарплате, не знаю. У нас в администрации с обменом информацией по горизонтали было, как в каком-нибудь «почтовом ящике»: никто не знает чем занимаются в соседнем кабинете и в администрации в целом. Поинтересовался было у Ивана Ивановича подробностями учительского дела, но он мне отечески посоветовал не брать в голову лишнего. Очередной намёк на то, что любознательность в нашей организации не в чести.
Ну и ладно. Не работой единой жив, есть ещё и личная жизнь.