После окончания Гражданской войны, установления твердой власти и преодоления последствий голода первоочередной задачей молодое советское государство считало обеспечении населения жилой площадью согласно новым правилам и нормативам. Новых правил, правда еще не существовало - архитекторам предстояло их разработать в соответствии с новой коммунистической идеологией.
Поскольку в Самаре тоже никто не знал, как приступить к плановому массовому строительству и какими должны быть жилые кварталы победившего пролетариата, летом 1927-го года Самарский Горисполком предложил Московскому архитектурному обществу объявить открытый всесоюзный конкурс на проект застройки жилого квартала площадью два гектара, планируемого территории бывшего парка конной железной дороги - на перекрестке нынешних улиц Ново-Садовой и Первомайской.
Архитекторы Москвы, Ленинграда, Самары и других городов представили на конкурс 69(!) проектов. Авторитетное жюри во главе с академиком Алексеем Щусевым признало победителями группу молодых московских архитекторов – но к реализации рекомендовало удостоенный третьей премии проект сотрудника Мосгубжилстройтреста архитектора Г.Я. Вольфензона как наиболее экономичный.
Уроженец Одессы и выпускник Петербургского Института гражданских инженеров Георгий Яковлевич Вольфензон к этому времени уже был известен как автор первого в стране дома-коммуны «1-е Замоскворечье», выстроенного на Шаболовке.
Еще был автором изданной в 1927-м году монографии «Планировка рабочих жилищ». В своем новаторском труде подробно анализировал варианты квартир рабочих с учетом состава семьи, профессии и месторасположения дома .
По мнению Георгия Вольфензона, «размеры жилой единицы должны быть минимальны, при соблюдении вместе с тем условий, требуемых удобствами жильцов и санитарно-гигиеническими нормами». Планировка квартиры зависела от профессиональной деятельности ее жильцов. Так, «квартира просвещенца, или вообще работника умственного труда, требует наличия изолированных комнат, располагающих к отдыху и сосредоточенной мозговой работе».
Квартиру транспортника предполагалось оборудовать помещениями для просушки и хранения его одежды, а работа, сопряженная с ночными дежурствами, требовала изолированных для квартиры выходов – чтобы ночами не беспокоить соседей. Архитектор утверждал, что «квартира, лишенная профессиональных признаков – не квартира рабочего».
Спроектированный в соответствии с принципами монографии ансамбль в границах улиц Ново-Садовой, Первомайской и Ново-Кооперативной, названный впоследствии «Первомайскими корпусами», состоял из пяти секционных домов. Четыре из них располагались параллельно склону рельефа по принципу строчной застройки под углом к городским улицам, что обеспечило оптимальную ориентацию по сторонам света.
Пятый корпус, сейчас адресно объединенный со зданием по Ново-Садовой 8/4 и выходящий на угол с Первомайской , создавал Г-образную форму, что позволило организовать внутри замкнутое дворовое пространство, а снаружи – сквер, отделяющий жилую застройку от уличного шума. Здания комплекса представляли собой жилье секционного типа с изолированными квартирами. Были подключены к инженерным сетям, но отопление оставалось печным, перекрытия – деревянными. Кухни и гостиные выходили на юго-запад, спальни – на северо-восток.
Эстетике конструктивизма полностью соответствовали плоскости неоштукатуренных кирпичных стен, оконные проемы простых очертаний и угловые окна. Крыши, как требует климат, делались скатными, но парапеты имитировали любимые конструктивизмом плоские кровли. Динамичность расположения относительно друг друга сочеталась с симметрией фасадов - ось симметрии отмечена пилястрами и прямоугольным фронтоном.
Со «спальной» стороны фасады имеют богатую пластику благодаря сильно выступающим балконам и контрастируют с абсолютно плоскими фасадами со стороны гостиных и кухонь. При этом здания стоят «парами» - обращаясь друг к другу однотипными фасадами и образуя таким образом разные по функционалу дворовые пространства – хозяйственные для сараев с дровами, жилые – для приятного времяпровождения. Подъезды имели два выхода – черный и парадный, что было очень удобно для «целевого посещения» дворов.
Строительство «Первомайских корпусов» стало первой – и удачной – попыткой большой территории однотипным жильем. Архитектура «микрорайона» сочетала рациональность с выразительностью, воплощала принципы конструктивизма и самое главное – позволила «опробовать» секционный принцип планировки с отдельными индивидуальными квартирами, что в итоге стало основным типом современного рабочего жилья.
Сведений о первых жильцах авангардного ансамбля не сохранилось. По рассказам, при заселении в квартиры комплекса требовалось выполнять ряд условий – в течение года ликвидировать в своей семье неграмотность и пописать документ о запрете ввоза «предметов старого быта» - дореволюционной мебели и икон.
К настоящему времени облик «первомайских корпусов» значительно изменился.
Реконструкция 1992-го года тоже к исходному образу не приблизила – но конструктивистский облик советского авангарда еще читается.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете