Будущее евразийской интеграции — в рамках ЕАЭС и не только — обсудили эксперты на форуме, организованном факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Директор Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД РФ Иван Сафранчук напомнил, что ЕАЭС первоначально создавался как региональный вариант глобализации, созданный с учетом уроков кризиса 2008–2009 годов, но вскоре отношения с Западом ухудшились, и союз получил иной фундамент для деятельности.
После февраля 2022 года интенсивность экономических контактов с партнерами по ЕАЭС выросла, увеличился объем взаимной торговли, в этих странах активизировался российский бизнес. При этом стратегия союза скорее размывается, поскольку его участники не хотят проявлять политическую солидарность с Россией. Партнеры России стремятся сохранять непубличность помощи из-за рисков вторичных санкций.
События последних 15 месяцев дали дополнительный стимул развитию торговли внутри союза, полагает директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель. Импорт России из стран ЕАЭС вырос на 40%, а машин — почти удвоился. Одновременно релокация российских компаний и специалистов, а также выгоды торговли дали Армении до 5 п.п. роста ВВП в 2022 году, а Кыргызстану — до 3 п.п.
Произошла переориентация внешней торговли не только России, но и всего ЕАЭС. Сейчас, по мнению эксперта ВАВТ, важны следующие направления развития евразийской интеграции:
🔹 активизация нынешних и заключение новых торговых соглашений;
🔹 развитие транспортной инфраструктуры;
🔹 развитие платежной инфраструктуры, в том числе переход на системы передачи, отличные от SWIFT;
🔹 расширение института стран-наблюдателей.