Найти тему
Горком36 | Воронеж

Как средний медперсонал Воронежа готовится к передаче им дополнительных функций

Минздрав России готовит реформу о передаче части врачебных функций среднему медицинскому персоналу. Методические рекомендации о реформе уже подготовлены. В новые должностные обязанности медсестры могут войти организационные задачи по санитарно-гигиеническому просвещению населения и подготовке списков граждан по диспансеризации.

Появятся и прямые медицинские функции: проведение медосмотров, диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями, динамическое наблюдение на дому пациентов с ограниченной подвижностью, оценка результатов лечения. В Минздраве полагают, что реформа повысит доступность медпомощи без потери качества «в рамках имеющихся ресурсов». Большинство российских врачей, согласно опросу, реформу одобряют, объясняя, что врачей пора разгрузить давно. А вот среди медсестер ее поддерживают не больше 10%.

Как грядущие новшества встречают в Воронеже, разбиралась редакция.

«ОЖИДАЕМО И ОБОСНОВАННО»

Начальник отдела координации деятельности подведомственных учреждений областного департамента здравоохранения Олеся ВАВИЛОВА отметила, что передача части врачебных функций на медсестер – «обоснованно ожидаемая реформа».

– Мы этих возможных преобразований не боимся. Такое поэтапное внедрение новых процессов у нас происходит давно. Наши медсестры уже выполняют часть новых функций: в лицензировании, метрологии и стандартизации, ведут паблики в соцсетях. Они умеют работать с медоборудованием, готовят доклады, проводят стандартные операционные процедуры и первый этап диспансеризации, направляют на анализы. Если, например, говорить о передаче медсестрам динамического диспансерного наблюдения и профосмотров, то речь идет не о передаче прямых врачебных функций, а об администрировании процесса. Медсестра не будет выставлять диагнозы и назначать лечение. Но, занимаясь организацией процесса, она разгрузит работу врача. При этом новые рекомендации Минздрава также подразу­мевают, что часть нынешних функций медсестер будет передана не медицинскому персоналу – администраторам, медрегистраторам. То есть мы должны снять с медсестры не свойственные функции, добавить профессиональные с обеспечением технологических ресурсов. Медсестра, владеющая информационной программой, имеет моментальный доступ к результатам лабораторных анализов и других исследований пациента. И у нас в регионе даже старейшие фельдшеры с 40-летним стажем уже освоили новые программные продукты. Да, поначалу воспринимали в штыки, но потом поняли, как это облегчает их труд. Ведь раньше надо было ехать в районную больницу, забирать из ячеек результаты анализов – теперь просто нажать кнопку, войти в программу и получить всю информацию о пациенте, – поясняет Олеся Вавилова.

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – КАДРЫ»

Старшая медицинская сестра воронежской городской клинической поликлиники № 1 Наталья Фурсова отметила, что больше половины медицинских сестер испытывают сомнения в отношении грядущих изменений, но в связи с расширением своего функционала могут заменить друг друга.

– Уже сегодня в нашей поликлинике при укомплектованности штата на 86% медсестры выполняют расширенный функционал обязанностей – ведут паблики в соцсетях, работают с медицинским оборудованием, проводят стандартные операционные процедуры, направляют на анализы и заполняют медкарты. Безусловно, под контролем врача. При этом в связи с дополнительными обязанностями вопрос увеличения штата не стоит, – говорит Наталья Фурсова.

Между тем именно нехватку людей медсестры и фельдшеры называют главным препятствием для реализации преобразований на местах. Количество среднего медперсонала в регионе сейчас составляет порядка 20 тыс.

– Проект новых положений Минздрава читала, но посмотрим, как это будет работать. А пока у нас главная проблема – кадры. Их не хватает. Молодежь приходит, но с нагрузкой не справляется, да и зарплата – будем честны – не нравится им. И – уходят. А нагрузка сейчас и без того огромная. И у нас, и на скорой, и в стационарах. Не должно на медсестру приходиться такого количества пациентов, ни в поликлиниках, ни в больницах, – делится фельдшер Воронежского областного клинического Центра медицины катастроф победитель регионального этапа всероссийского конкурса среднего медперсонала Ольга Утишева.

В Центре медицины катастроф Ольга работает 14 лет, а начинала санитаром скорой, когда еще училась в медколледже. Говорит, что об экстренной медицине мечтала с детства, и поэтому профессиональный образ жизни для нее стал нормой.

– Мы должны быть в доступе на телефоне в любое время суток, независимо от того, выходной у нас или нет. Могут вызвать на работу в любой момент. И если уезжаем за пределы города в отпуск или на выходной, то обязаны предупредить руководство, – рассказывает фельдшер.

– Нынешняя молодежь к такому не готова. Дефицит среднего медперсонала будет и дальше возрастать. Хотя конкурс в медколледжи огромный. Многие идут учиться даже на платной основе. Но лишь для того, чтобы потом уйти в частные клиники, в косметические салоны или открыть свои массажные кабинеты. В ургентной помощи молодых все меньше. Мы здесь работаем, потому что все старой закалки. И еще потому, что на самом деле в профессии медсестры можно развиваться бесконечно, – добавляет медсестра отделения кардиохирургии ВОКБ № 1 Светлана Проскурякова.

«ПРИДЕТСЯ УХОДИТЬ»

– Нам непонятен масштаб грядущих преобразований, на каких именно медсестер это будет возложено в поликлиниках – на участковых или на тех, кто работает с узкими специалистами. Не ясно так же, как будет происходить оплата – в рамках уже имеющихся федеральных выплат или же будут новые. Сейчас средняя зарплата медсестры в поликлинике со всеми уже имеющимися доплатами составляет 40 тыс. руб. Медсестры считают, что этого недостаточно уже при их нынешней нагрузке. А если им к тому же передадут часть новых функций, они просто могут отказаться, – поделился замглаврача одной из воронежских поликлиник, пожелавший себя не называть.

– Мы и так загружены до предела, включая ведение документации. Времени на общение с пациентом не остается. А ведь это общение – важная часть лечебного процесса. Моя зарплата в больнице составляет 16 тыс. руб. И поэтому с подработками на стороне я не расстанусь. А если на основном месте работы возложат какие-то дополнительные функции, то придется уходить, – призналась медсестра одной из воронежских городских больниц, тоже не пожелавшая себя называть.

– Да, среднего медперсонала не хватает. Но, на мой взгляд, дело не в количестве, а в оптимальной организации сестринских процессов и более разумном перераспределении функций. И здесь многое зависит от кадровой политики главного врача – сможет ли он мотивировать специалиста. Наша задача – найти эти рычаги привлечения, – говорит Олеся Вавилова.

– Я бы пожелала коллегам в новых условиях не терять самообладания. И постоянно совершенствовать свои знания. Особенно – в части оказания экстренной помощи. Именно этот функционал среднего медперсонала становится все более востребованным, – спрогнозировала фельдшер Ольга Утишева.