1914-1917 годы
Восточный фронт
Для отсылки собранных агентурных сведений своему руководствуразведчики Германской и Австро-Венгерской империй применял следующие методы.
Отсылка с поездом.
Агент, работавший в тылу у русских, приходил на станцию железной дороги к отходу воинского поезда или поезда, идущего в сторону фронта. Здесь он вёл разговоры с солдатами и железнодорожниками, якобы разыскивая своего знакомого, которого мобилизовали. Переходя от вагона к вагону, между делом прикреплял к днищу одного из вагонов поезда (номер которого, считая от паровоза, в составе был оговорен заранее), который отходил к фронту, записку с собранной информацией. По прибытию в конечный пункт, местный железнодорожник, работавший на германскую или австро-венгерскую разведку снимал записку и переправлял её через линию фронта.
Отсылка письмом.
Невидимыми чернилами между строк вписывались собранные данные.
А так как с работой цензуры в Российской империи дело обстояло плохо (в отличие, к примеру, от англичан и американцев) – она не имела достаточно лабораторий, способных выявлять невидимые чернила, то письма, как правило, доходили до назначения.
Иногда информацию наносили невидимыми чернилами на внутренней стороне конверта или на тонкой внутренней подкладке конверта. Скрытые записи делались также на открытках.
Отсылка телеграфом.
Здесь применялось шифрование. К примеру телеграмма: через столько-то часов выезжаю туда-то. Здесь часы указывали количество поездов, идущих в сторону указанной в телеграмме станции. Отдельные слова или буквы могли обозначать род войск и ряд других данных.
Шифрование в письмах также применялось. Так русским контрразведчикам приходилось сталкиваться со следующими методами шифрования посланий вражеских агентов.
Одна черта означала небольшое воинское подразделение - батальон или полк, две чёрточки означали дивизию, а три чёрточки - корпус. Большое Д в письме означало большую дороговизну, номер квартиры означал номер полка, если номер был подчёркнут, то это означало на сто больше. 114-й полк обозначался следующим образом: квартира № 14. Первый этаж обозначал ополченцев, второй этаж — запасный батальон и т. д.
Понятно, что способов пересылки собранной информации было намного больше и их постоянно совершенствовали или меняли.
(Источник: Сейдаметов, Шляпников)