Найти тему
Советы мечтателям

Нужна ли нашей авиации транспортно-клиринговая палата (ТКП). История взаиморасчётов.

Сегодня оседлаю своего любимого конька – коммерцию в нашей авиации. Транспортно-клиринговая палата (ТКП) — это оставшийся рудимент девяностых-нулевых, где я когда-то сам управлял коммерцией в авиакомпании, где мой Ан-26 под чужим флагом возил пассажиров в Магадан, где билеты были бумажные, и их приобретали в авиакассах. Сейчас уже про ТКП никто и не вспоминает. Да и эта аббревиатура практически исчезла из нашего лексикона. Коммерция в авиации выстраивается сейчас совершенно иначе, поэтому сегодня порассуждаем про необходимость клиринга.

Зачем была нужна ТКП и какова её роль в целом? В начале девяностых распадается Аэрофлот. Все сейчас вспоминают только о том, сколько авиакомпаний отпочковались, но ведь в Аэрофлот входили не только авиаотряды, но и аэропорты, и авиакассы. Всё это стало отдельными юридическими лицами. Агентства должны были отдавать деньги авиакомпаниям, а те - аэропортам. Совершенно непонятно, как учитывать продажи, бланки билетов, ещё Аэрофлотовские, были доступны, за ними особого учёта не велось. Сирена вроде бы и была, но попробуй расскажи вчерашним командирам эскадрилий, а сегодня руководителям авиакомпаний про это чудо, с которым они никогда не взаимодействовали. Аэропорты требовали прилетать с чемоданами наличных, услуги оплачивать через кассу аэропорта.

Все понимали, что так жить нельзя, поэтому и создали Наблюдательный Совет Авиапредприятий по Взаиморасчётам (НСАВ), исполнительным органом которого стала Транспортно-Клиринговая Палата (ТКП). Для взаиморасчётов была создана Система Взаиморасчётов на Воздушном Транспорте (СВВТ), а для контроля перевозок вводились Стандартные Перевозочные Документы (СПД). Хватит этих четырёх аббревиатур. Они официальные, поэтому дальше буду ими пользоваться.

Суть СВВТ была следующая: агентства через Сирену-2 (с 2001 года Сирену-Трэвэл) ведут продажу перевозок по установленным перевозчиками тарифам на СПД, ежедекадно перечисляют деньги в ТКП, перед ней же отчитываются, отправляя в её региональные отделения контрольные купоны СПД. Дальше ТКП проводит контроль и направляет деньги авиакомпаниям. В этой ситуации агентства не нуждались в заключении договоров с авиакомпаниями, а авиакомпании не задумывались о том, как будут продавать билеты на их рейсы в далёких краях.

Постепенно важность ТКП стала зашкаливать. Они держали огромную часть денег отрасли, от них зависели все авиакомпании и агентства. Лишиться членства в НСАВ означало поставить крест на регулярных рейсах. ТКП была важнее Аэрофлота. От её решения зависела жизнь авиакомпаний зачастую.

-2

Почему же ТКП не стала единственным каналом продаж авиаперевозок? Были многочисленные минусы, несмотря на перевешивающие плюсы. Во-первых, сроки перечисления денежных средств. Деньги приходили на 18-ый день после окончания декады. То есть за билет, купленный 1 числа, авиакомпания получала деньги только 28 числа. Второе – расходы и сборы. Изначально была единая комиссия для агентств – 5%, но это абсолютно нормальная ситуация, по прямым договорам давали и больше (обычно 7%). Эквайринг обходился в 2,7%, сборы с перевозчика около 30 рублей с билета, такса ZZ, взимаемая с пассажира, выросла до 185 рублей. Да и другие сборы имели место. Ну и в-третьих, агентства работали в Сирене (хотя сеансы ТКП были и в зарубежных системах бронирования), а не всем авиакомпаниям это было удобно, несмотря на наличие шлюзов. Особенно отличалась Трансаэро, которая не открывала свои сеансы в Сирене.

Основная беда была в сроках. Поэтому авиакомпании старались на местах заключать договора с агентствами, чтобы получать деньги на четвёртый день после окончания декады. Ну и стимулировать продажи на свои рейсы. Естественно, возникала необходимость вести отдельно стоки бланков по агентствам. Кто помнит, кассир работала одновременно в нескольких системах бронирования (у меня в 2013 году была своя касса, параллельно работе в Центр-Юге в Белгороде посадил девочку в помещении турфирмы в МегаГринн, так вот кассир работала в трёх сеансах – Сирена, Галилео и Габриэль). Но в начале десятых уже билеты были электронными, а в нулевых была стопка бланков различных перевозчиков.

Однако, наши умельцы не стояли на месте. Ещё в самом начале нулевых ТКП совместно с Сиреной протестировали и применили Автоматизированную Систему БилетоОформления (АСБО). Суть её была в том, что у СПД отсутствовал номер (за исключением серийного), а номер билета присваивался в момент печати билета. Это был уже практически электронный билет, только печатался он на бланке строгой отчётности. Дальше несколько изменений в законодательстве, и АСБО поменяли на ЕСБО (Электронная система билетооформления), попросту, электронный билет на листе А4.

-3

Началась новая эпоха. Авиакомпании рушились, объединялись и монополизировались. После крушения Трансаэро в 2015 году во все агентства пришло синхронное письмо от Аэрофлота, Сибири, ЮтЭйра и Уральских авиалиний об отмене комиссионного вознаграждения по всем видам авиаперевозок. Агентства отвязали от комиссий, теперь они могли продавать, исключительно взимая вознаграждение непосредственно с пассажира. По некоторым прямым договорам комиссии оставались ещё, но чаще это были попытки местами стимулировать продажи, особенно это касалось корпоративных перевозок.

Собственно, продажи сместились в интернет. Теперь пассажир мог зайти напрямую на сайт компании и купить билет. Как узнавали о рейсах? Через метапоисковые сервисы: Яндекс.Расписания, Скайсканнер, Авиасэйлз. Эти сервисы не ведут продажи, как агентства, а мониторят расписание и рейсы, зарабатывая на кликах за переход на сайты авиакомпаний или агентств. Таким образом, у нас образовалась неплохая связка из авиакомпаний и сервисов, которые оставили за бортом ТКП и агентства. Агентства тоже заняли свои специфические ниши, например, мили с банковских карт вроде Альфа.Трэвэл или Тиньков – All Airlines. Кто-то ушёл в сегмент корпоративных перевозок. Кто-то по-прежнему продаёт билеты для гостей с юга, либо в отдалённых посёлках. Агенты вообще нужны для оформления сложных случаев, либо внесения изменения в перевозку.

В общем, все нашли себе нишу. Только агентств стало меньше, да и у них возникали прямые отношения с авиакомпаниями. ТКП стала откатываться в историю. За последние лет восемь я всего один раз осуществил перелёт с электронным билетом СПД. И то это был Нордвинд, на который у меня не получилось приобрести билет на их сайте. Деньги с карт пассажиров стали идти напрямую перевозчикам, без длительных ожиданий. Да и сегодняшняя структура продаж дополнительных услуг сложна для использования СПД. В принципе, имеющийся функционал позволяет выбрать тариф, может продать дополнительные услуги на отдельных EMD, но добавить все опции всё же проще на сайте перевозчика, который сейчас использует ту же Сирену, просто в своём сеансе, доработанном на своём сайте.

-4

Ну и отвечу на вопрос, заданный в заголовке, опираясь на вышеприведённую информацию. Если вдруг ТКП исчезнет, то особо ничего критичного не случится сейчас. Да, это может стать болезненным для совсем небольших перевозчиков вроде вологодского или костромского авиапредприятия. Хотя и там работу можно будет быстро наладить. Крупные агенты тоже не заметят, мелкие – скорее всего. Но на систему особого влияние это бы не оказало.

Однако у ТКП есть нереализованный потенциал, который совершенно не развивается, а мог бы позволить ей, если не обрести былое величие, то хотя бы несколько упрочить позиции. Во-первых, это соглашение М2. Про него уже никто не вспомнит, но в своё время оно было весьма важным. Это соглашение о стыковках. Пассажир мог купить билет по единому тарифу на рейсы совершенно различных авиакомпаний. Главное, чтобы аэропорт был администратором данных перевозок. Самый лучший пример – десять лет назад Домодедово. Пассажир, которому нужно попасть из Белгорода в Томск, мог купить единый билет на рейсы авиакомпаний Полёт и Трансаэро. Единый согласованный тариф прописывался в соглашении. Авиакомпании скидывали какое-то количество мест, а агентства продавали билеты. Было удобно, оно и сейчас имеет потенциал к развитию, не только с авиарейсами, но сейчас уже по данному соглашению может кто-то что-то и продаёт, но есть большие в этом сомнения. О том, что М2 живое, знает, видимо, только ТКП.

Следующий момент – другие виды транспорта. Можно было бы замахнуться на единый клиринг для всех – самолёты, поезда, автобусы, речной транспорт, электрички. Функционал доступен и прост. Стыковок – вагон, реализовать просто. Однако, активные действия не предпринимаются.

Ещё момент – публикация статистических данных. Ведь от понимания связей между регионами и пассажиропотоков можно добиться более эффективного планирования перевозок, механизмов субсидирования и прочего.

Таким образом, ТКП в текущем виде не особо интересна, однако, чтобы Титаник совсем не потонул, хотелось бы, чтобы ТКП шла в ногу со временем, предоставляя свой функционал, а не почивала на лаврах былых времен.

Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/343299.html

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/