Хоронили ректора консерватории. Погнули два треугольника.
Начну с традиционной несмешной байки, потому как её законное место в финале статьи сегодня занято кое-чем "необычно-новаторским".
Скрипач Дэниэл Хоуп в книге "Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки" повествует о случае, который произошёл с его другом - виолончелистом Антонио Менезесом.
На концерте Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна во время исполнения произведения Франца Шуберта у Менезеса порвалась струна.
Не желая расстраивать маэстро, и воспользовавшись двухминутной паузой в партии солиста, музыкант быстро убрал обрывки лопнувшей струны и натянул новую, по счастливой случайности, оказавшейся в кармане его фрака.
За это публика наградила его бурными овациями, что чрезвычайно удивило дирижёра, который не заметил героического поступка своего солиста.
Правдивость истории у меня вызывает сомнения.
Во-первых, кроме Хоупа о ней больше никто не упоминает.
Во-вторых, у Шуберта нет сочинений для оркестра с солирующей виолончелью.
В-третьих, а чем, собственно, был занят Караян? Конечно, можно не увидеть подозрительной возни вокруг инструмента, если дирижируешь закрыв глаза.
Вот так:
Или так:
Или совсем кардинально:
Но не услышать звук рвущейся струны ... как-то очень подозрительно.
И, в-четвёртых, никто сразу не бросается чинить вышедший из строя инструмент. Солист просто берёт ближайший из оркестра, как правило, у концертмейстера.
Вот тайваньско-австралийский скрипач Рей Чен при исполнении ре мажорного концерта Чайковского с Сиэтлским симфоническим оркестром рвёт струну Ми.
"Раненного" Страдивари эвакуируют в зону вторых скрипок, куда Чен, передаёт какой-то свёрток. Видимо, это запасные струны.
И снова Чайковский, и снова жалобное "бздынь" первой струны, да ещё в самом "зажигательном" месте концерта. На сцене: бельгийский скрипач Марк Бушков и оркестр Argovia Philharmonic.
Латвийская скрипачка Кристина Баланс попадает в аналогичную ситуацию, играя ре мажорный Polonaise Brillante No. 1 Генрика Венявского. И здесь также на помощь приходит концертмейстер.
В этих случаях выступление прерывалось. Но бывает обходится и без остановки.
Посмотрите, как оперативно поменял инструмент гобоист Лондонского симфонического оркестра Оливье Станкевич. Виртуоз!
Кстати, это соло из 18-ой сцены драматической легенды "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза. И называется она - "Нисхождение в Ад".
Раз вспомнили нечистую силу, то сам бог велел упомянуть Николо Паганини, построившего пиар-компанию на легендах о связях с дьяволом.
Думаю, что история о коварных недоброжелателях, подпиливших струны перед выступлением, выдумка самого композитора, призванная ещё раз продемонстрировать его необычные способности: лицезрейте, лузеры, как я умею играть на одной струне.
В интернетах гуляет "псевдомотивирующий" рассказ о том, как 18 ноября 1995 года скрипач Ицхак Перлман выступал в зале "Эвери Фишер" в нью-йоркском Линкольн-центре. И когда у него лопнула струна, он не стал менять инструмент, а сыграл некое симфоническое произведение на трёх оставшихся.
Оборвалась скрипичная струна
На сцене, но скрипач не растерялся
И, мысленно переиначив партитуру,
Сумел концерт с оркестром доиграть -
Да так, что тем, кто слушал, шанс достался
Воочью убедиться в том, что не легендой был
Концерт тот Паганини, на котором
Играл скрипач лишь на одной струне,
Когда почерёдно три порвались...
Так трогательно ... жалко, что враньё.
Рвутся не только струны. У Юрия Башмета на концерте в Турине у альта работы миланского мастера Карло Тестори отлетел ... струнодержатель.
Инструмент изготовлен в 1758 году! Как он вообще не развалился ещё? Рухлядь какая-то, честное слово.
И нет ничего вечного в нашем мире.
Американский скрипач Стефан Джекив двадцать лет эксплуатировал смычок, изготовленный в середине 19-го столетия французским мастером Никола Вуареном. Стоимость смычка оценивается в тридцать тысяч долларов.
И что вы думаете? Он его сломал! Совсем немного не дотянул до финала скрипичного концерта Рейнгольда Глиэра.
И последний пример.
В программе выступления бразильской пианистки Элиан Родригес первым номером стоял ля-бемоль мажорный Полонез-фантазия Фридерика Шопена. Однако, после первых сыгранных тактов, Родригес поняла, что у рояля проблемы с педалью.
Пока рабочие сцены меняли инструмент пианистка как могла развлекала публику.
Статья отправляется в раздел Мир музыкальных инструментов постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Ещё по теме:
- Люди уничтожают животных во имя Музыки. Искусство требует новых жертв
- Скрипачам и дирижёрам в угоду уничтожим родную природу - фернамбук под угрозой
Вместо традиционной несмешной байки я приведу результаты работы новой нейросети Яндекса - YaGPT - на заданную тематику.
Запустив в приложении навык "Давай придумаем", я сделал запрос:
Алиса, расскажи о случаях поломки музыкальных инструментов (скрипка, фортепиано, гобой, флейта) на концертах классической музыки.
Ответ получаю через мгновение:
Поломка музыкальных инструментов на концертах классической музыки - это не редкость. Вот несколько примеров:
1. Скрипка: На концерте в 1935 году в Чикаго во время исполнения произведения "Вариации Голдберга" из "Бранденбургских концертов" Иоганна Себастьяна Баха, на струне лопнула дека, что привело к остановке музыки и перерыву в концерте.
2. Фортепиано: В 1980 году на концерте в Нью-Йорке во время исполнения пьесы "Лунный свет" Клода Дебюсси, сломался рояль, что вызвало остановку музыки и необходимость замены инструмента.
3. Гобой: В 2002 году на концерте в Лондоне во время исполнения "Реквиема" Вольфганга Амадея Моцарта, сломалась нижняя часть гобоя, что привело к паузе в музыке и замене инструмента.
4. Флейта: В 1878 году на концерте в Берлине во время исполнения оперы "Травиата" Джузеппе Верди, сломалась флейта, которая использовалась для создания эффекта дождя. Это привело к необходимости замены инструмента и остановке музыки.
Эти случаи показывают, что музыкальные инструменты могут ломаться на концертах и вызывать остановки музыки, которые могут быть неприятными для зрителей и музыкантов. Однако, такие ситуации обычно быстро решаются, и концерты продолжаются без задержек.
Остаётся по мелочи: провести фактчекинг, причесать формулировки, убрать лексические повторы, добавить картинок (видео) и всё ... статья готова к публикации.