Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания - на того, кто понимает чуть больше.
В музыкальном мире активно культивируется идея о несомненном превосходстве скрипок созданных итальянскими кланами Страдивари, Гварнени и Амати по сравнению с другими, менее "породистыми" инструментами.
Астрономически завышенная стоимость и полулегендарные истории о происхождении и секретах изготовления поддерживают на плаву миф о некой исключительности средневековых скрипок.
Каких только исследований не проводили
Одни учёные утверждают, что для изготовления инструментов использовалась медленнорастущая древесина, которая и придавала им особое качество. А всему причиной, оказывается, "малый ледниковый период", затронувший Европу с 1645 по 1715 год.
Другие естествоиспытатели, применяя методы
- дифракции отражённых электронов,
- рентгенофлуоресцентного анализа,
- дисперсионной рентгеновской спектроскопии по длине волны,
- энергодисперсионной рентгеноскопии
- и количественного микрозондирования
обнаружили в инструментах кремонских мастеров сульфат бария, соли борной кислоты, флюорит и ортосиликат циркония.
Исследователи уверены, что ни при каких обстоятельствах натуральная древесина не может содержать данные минералы, они намеренно были добавлены в процессе изготовления инструмента, и каким-то "мистическим" образом влияют на звук.
Группа химиков из Национального университета Тайваня, проведя анализ образцов клёна, взятых с четырёх инструментов Страдивари и Гварнери, нашла чёткие отличия в их органическом и неорганическом составе по сравнению с современными клёнами.
Дифференциальная сканирующая калориметрия выявила в древесине необычные паттерны термоокисления, отличающиеся от натурального дерева. Элементный анализ методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой показал, что клёны, применяемые Страдивари, были обработаны комплексными минеральными веществами, содержащими ... о, боже! ... алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.
И вывод:
Такой тип химической сушки древесины был необычной практикой, неизвестной последующим поколениям скрипичных мастеров.
Эзотерика, алхимия, сокровенные знания, инопланетное божественное вмешательство. Всё тривиальнее, дорогие любители музыки.
Ларчик открывается
На самом деле, здесь имеет место когнитивное искажение, известное в психологии как "эффект ореола".
Американский психолог Эдвард Ли Торндайк в 20-х годах прошлого столетия сформулировал суть этого явления:
Человек предполагает, что если люди хорошо делают А, они будут хорошо делать В, С и D.
На этом эффекте основана практика появления в рекламных роликах разного рода знаменитостей. Положительный образ актёра (актрисы) или певца (певицы), сформированный ранее, "заставляет" обывателя верить его словам о качестве крема против геморроя или выгодности кредитов Спёрбанка.
Не могут противостоять данному эффекту и подготовленные специалисты. Например, в одном эксперименте по дегустации вин, сомелье пробовали на вкус разные образцы, в то время как аппарат МРТ контролировал активность мозга.
Было зафиксировано, что намеренно ложная информация о высокой стоимости вина повышало уровень "приятности вкуса", о котором сообщали испытуемые. Активность областей мозга, ответственных за удовольствие также повышалась.
Так можно хлестать дешёвый портвейн, получая реальное наслаждение только от мысли, что смакуешь Chateau Latour 1865 года.
Возникает вопрос: может ли скрипач отдать предпочтение скрипке Страдивари из-за осознания её многомиллионной цены и исторической важности?
Ведь по сути, кремонские мастера, используя консерванты, инсектициды и фунгициды, смогли просто замедлить естественное старение древесины.
Их скрипки не сгнили, они оказались не "по зубам" насекомым, грибам и микробам. Именно поэтому они "дожили" до наших дней.
Звучание (играбельность) струнного инструмента зависит от множества факторов:
- материал собственно источника звука - струн,
- жёсткость и место соединения подставки с верхней декой,
- форма, материал и внутреннее строение корпуса,
- энергетическая эффективность резонанса Гельмгольца в зависимости от геометрии звукового отверстия
и так далее.
Обычный слушатель никогда не сможет отличить звук трёхсотлетней скрипки из Cremona от трёхлетнего инструмента Санкт-Петербургской мануфактуры Arcata.
Никогда.
А что скажут знатоки? И в этом случае не будет единого мнения. Скорее наоборот, предпочтения профессиональных скрипачей в большинстве случаев будут не на стороне древних инструментов. Главное - исключить эффект ореола.
Эксперимент в Индианаполисе
Проведён в сентябре 2010 года на Восьмом международном конкурсе скрипачей.
Для тестирования было отобрано шесть инструментов: три новых и три старых.
Новые скрипки возрастом от нескольких дней до нескольких лет обладали наиболее впечатляющими игровыми качествами и контрастировали друг с другом по характеру звука.
Старая гвардия была представлена работой Гварнери 1740 года и двумя инструментами Страдивари 1700 и 1715 года. Общая стоимость старых скрипок составляла около десяти миллионов долларов, примерно в 100 раз больше, чем цена новых скрипок.
В эксперименте приняли участие двадцать один профессиональный скрипач (конкурсанты, члены жюри и оркестранты местного симфонического оркестра). Для нейтрализации "эффекта ореола" они музицировали в модифицированных очках сварщика, делающими невозможным распознавание инструмента. Чтобы замаскировать характерный запах, под подбородник каждой скрипки положили немного пахучих веществ.
Подробности тестирования подробно описаны во многих публикациях. Например, в статье "Player preferences among new and old violins" от 03.01.2012 (журнал "Proceedings of the National Academy of Sciences", Vol. 109 / No. 3). Легко найти, кому интересно.
В результате только восемь скрипачей из двадцати одного остановили свой выбор на старой скрипке. Более того, два члена жюри, обладающие собственными Страдивари и Гварнери, отдали предпочтение новым инструментам.
Показательно, что худшие результаты были у ... Страдивари 1700 года. Определенно этой скрипке место в музее, а не на сцене.
Из-за того, что опыт проводился в относительно небольшом гостиничном номере, он подвергся критике. Как заметил один скрипач:
"Ferrari" на стоянке не тестируют .
Парижский эксперимент
Проходил в течение одной недели в 2012 году в пригороде французской столицы: в репетиционной комнате профессионального струнника и в концертном зале на 300 мест, известного своей превосходной акустикой.
Количество скрипок увеличилось: шесть новых и шесть старых. Количество испытуемых скрипачей уменьшилось, но выросло их качество.
Организаторами были привлечены выдающиеся мировые музыканты, победители и лауреаты международных конкурсов:
- Оливье Шарлье,
- Пьер Фушеннере,
- И-Цзя Сюзанна Хоу,
- Илья Калер,
- Элмар Оливейра,
- Тацуки Нарита,
- Соленн Пайдасси,
- Анник Руссен,
- Гиора Шмидт,
- Стефан Тран Нгок
Двое солистов регулярно музицируют на новых инструментах, но в прошлом много играли на скрипках Страдивари и Гварнери.
Третий солист владеет скрипкой Гварнери.
Остальные семь играют на старых скрипках производства Бергонци, Гальяно, Гобетти, Гварнери, Сториони и Вийома.
Процедура и ход эксперимента описан в статье "Soloist evaluations of six Old Italian and six new violins" от 07.04.2012 (журнал "Proceedings of the National Academy of Sciences", Vol. 111 / No. 20).
Стабильность результатов от сеанса к сеансу убедительно показала, что солисты уверенно отличают одну скрипку от другой, но различить старые от новых могут только случайным образом.
В конце концов шестеро из десяти выбрали новый инструмент, а индекс предпочтения нового старому составил 3:2.
Несмотря на то, что семь солистов регулярно играли на старых итальянских скрипках, а среди экспериментальных инструментов пять сделаны Страдивари, в целом предпочтение отдается новому.
В Парижском эксперименте скрипачи играли с завязанными глазами за акустически прозрачным экраном как с оркестром, так и без него.
В 2017 году аналогичный опыт был поставлен Большом зале на 860 мест в здании Cooper Union (Нью-Йорк). Солисты выступали без оркестра, а основное внимание было уделено мнению слушателей.
Их вердикт однозначен: новые скрипки звучат значительно лучше, чем скрипки Страдивари.
По мнению исследователя Клаудии Фриц, организовавшую эксперименты, при определенных обстоятельствах Страдивари звучит лучше, чем современные инструменты. Когда слушатель точно знает, что слышит легендарный инструмент, тогда он слышит его "по-другому". И отключить этот эффект невозможно.
Поклонники "волшебного звука Страдивари" становятся в один ряд с ценителями "тёплого звучания ламповых усилителей" и "естественного колорита виниловых пластинок".
Всё это более чем напоминает "сакральные пляски с бубном" вокруг "шедевров" современного искусства. Очень дорого снаружи - ничего особенного внутри.
Публикация отправляется в раздел Мир музыкальных инструментов постоянного КАТАЛОГА канала. Еще по теме:
Традиционная несмешная байка в заключении:
Сергея Васильевича Рахманинова однажды спросили, почему он ничего не пишет для скрипки. На что композитор серьёзно ответил:
- Зачем сочинять для скрипки, есть ли виолончель?