В маркетинге есть 4P (product, price, place, promotion),
в бизнесе – другие 4П (покупатель, продавец, продукт, предприятие).
4П бизнеса помогут и при маркетинге в целом, и в продажах в частности.
Чтобы состоялась сделка, нужны 2 стороны на рынке – Продавец и Покупатель. Но этого мало.
Правильная последовательность для бизнеса такова:
Покупатель
Предприятие
Продукт
Продавец
Какими они должны быть?
1) 4П начинается с Покупателя, которого ты изучаешь.
Не каждый Покупатель – твой.
Классифицируй, например, по системе BANT (Budget, Authority, Need, Timing).
Бюджет – позволительно Покупателю по его средствам.
Авторитет – Покупатель вправе принять решение сам.
Нужда – Продукт удовлетворяет потребности Покупателя/его близких.
Тайминг – Продукт нужен Покупателю именно сейчас.
(Говорят, что надо сперва продать Продукт, а если есть спрос, регистрировать Предприятие. Действуй в правовом поле, иначе государство жестоко накажет. И у Покупателя потеряешь доверие как левый Продавец.)
2) Далее организуй Предприятие.
Разработай сам или с консультантом бизнес-план для обоснования целесообразности бизнеса и выбора оптимальной бизнес-модели (об этом в следующих статьях).
Выбери удобную организационно-правовую форму (от самозанятости до юридического лица) с минимумом затрат и налогов.
Не можешь вложиться сам, найди инвестора или нескольких.
А также постоянного и альтернативных поставщиков.
Предприятие должно иметь достаточно ресурсов для выпуска Продукта и найма Продавца. Далее возможно много Продуктов и Продавцов, чтобы было много Покупателей. Но начни с минимума.
(Говорят, что надо сперва продать продукт, затем его произвести. Конечно, идеально получить предоплату. Но сначала лучше подготовься, иначе не получится вовремя и качественно произвести и поставить Покупателю.)
3) Формируй Продукт. Сперва мини-версию. Под изученные потребности Покупателя. Тестируй минимум 2 варианта. Выбери самый востребованный и доработай Продукт по характеристикам.
4) Продавец должен быть личностью. Понимать себя и Покупателя, выглядеть и общаться так, чтобы управлять ситуацией и добиться сделки. Потому что Покупатель может быть не в духе, обманывать, бояться, ошибаться…
Если Покупатель – король, то Продавец – Бог. Покупатель приобретает не потому, что хочет, а потому что ему предлагает Продавец. Так, что невозможно отказаться.
4П заканчивается Покупателем. Цикл. Как октава из нот. Вначале До и в конце До. Покупатель доволен. Совершает повторные покупки. Рекомендует новому Покупателю. Сделок много. Потому что одна сделка – ещё не бизнес. Если сделки происходят, Продавец получает обратную связь для улучшения Продукта, а Предприятие – прибыль для возврата инвестиций и роста. Это идеальная схема.
В жизни случаются плохие варианты. Например:
Покупатель молчит или сомневается.
Предприятие не использует цифровые технологии.
Продукт соответствует стандартам, но не Покупателю.
Продавец не развивается, не ищет нового Покупателя.
Как это исправить или не допустить?
Обучайся #бизнесу и #маркетингу по методике "Матрица ШУРА".
Цены приятно удивят, а результаты восхитят! – http://матрицашура.бел
Подпишись сам и рекомендуй друзьям https://dzen.ru/matrixsura
Леонид ШУР
директор ОДО "Витебский бизнес-центр"
https://vk.com/vitebsk_business_center
https://www.youtube.com/@matrixsura
+375 (29) 713-83-94 (MTC, Viber, WhatsApp)