Давным-давно, в 1901 году, принц Монако Альберт (на фото - не он) решил совершить круиз по Средиземному морю. А в компанию ему набился французский физиолог Шарль Рише, которому вот до зарезу нужно было изучить токсические свойства португальского кораблика - странного и примитивного морского организма, который как раз и обитал в Средиземном море. Вернувшись из "экспедиции", Шарль Рише продолжил изучение морских организмов. Делал он это странно: вводил белки морских обитателей (кальмаров, например) под кожу морских свинок. После первого укола с морскими свинками не происходило ничего. А после повторного случалось страшное: генерализованные отеки, дыхательная недостаточность и смерть. Это явление Шарль Рише назвал "анафилаксией", и даже опубликовал в 1911 году монографию, посвященную этому феномену. А два года спустя получил за открытие феномена анафилаксии Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.
В опытах Шарля Рише была одна странность. Морские свинки погибали все-таки не все. И поскольку лабораторные животные стоили денег, Рише начал использовать для тех же опытов выживших животных.. Правда, тут его ждал сюрприз: после перенесенного шока морские свинки ПЕРЕСТАВАЛИ хоть как-то реагировать на введение им чужеродных белков. Анафилактический шок у них так и не наступал (мол, пережили мы один раз такое - и хватит).
Английские врачи Джордж Фримен ит Лесли Нун ) из больницы Святой Марии в Паддингтоне книгу Шарля Рише прочли очень внимательно. И сделали свои выводы. Если морские свинки переставали реагировать на белок кальмара, то значит, люди, страдающие сенной лихорадкой, должны переставать реагировать на пыльцу, если начать им вводить раствор этой пыльцы в высокой концентрации. Сказано-сделано. Нравы тогда были простые, поэтому доктора сразу же стали экспериментировать на пациентах больницы. Правда, опыты их скоро заглохли - в 1913 году, том самом, когда Шарль Рише получил Нобелевскую премию, Лесли Нун умер от туберкулеза.
К лечению сенной лихорадки введением раствора пыльцы вернулись уже в 1950-е годы. Врач все из той же больницы Святой Марии в Паддингтоне, Уильям Фредкленд, начал эксперименты на себе. (Кстати, свою должность аллерголога в больнице святой Марии он совмещал с работой помощника у Александра Флеминга - того самого). Результаты экспериментов на себе позволили Уильяму Френкленду перейти наконец к реальному лечению сезонного аллергического ринита и в 1954 году статья Френкленда "Профилактика летней сенной лихорадки и астмы" была напечатана в журнале "The Lancet". Это была первая статься, обосновывающая эффективность применения АСИТ у больных с бронхиальной астмой и аллергическим ринитом.
Доктор Уильям Френкленд работал до последнего дня - он умер от коронавируса 4 апреля 2020 года в возрасте 108 лет.
Андрей Адо, советский физиолог, первым понял, что аллергия - болезнь будущего, это он организовал первую в СССР лабораторию по изучению аллергии на базе 2-го МОЛГМИ (сейчас это РНИИМУ имени Пирогова) - будущий Институт Иммунологии. А в 1961 году по инициативе Адо по всему СССР была создана сеть аллергологических кабинетов.
Первый директор Института иммунологии Рем Петров сделал лечение аллергии методом АСИТ рутинной практикой. В своей книге "Беседы о новой иммунологии" Рем Петров рассказывал о лечении аллергии методом АСИТ как о чем-то само собой разумеющемся. Мол, а мы аллергию лечим, вот!
Правда, в те времена врачи очень боялись анафилактического шока, который нет-нет, да и случался у пациентов, к которым применяли метод АСИТ, из-за чего врачей-аллергологов в обязательном порядке обучали проведению реанимационных мероприятий.
Сейчас АСИТ доступен всем - метод немного изменился, и стал намного безопаснее и проще, не потеряв при этом своей эффективности.
Но про это я расскажу уже как-нибудь в следующий раз...