Не так давно я получила сообщение от Tele2, в котором меня попросили актуализировать данные через Госуслуги. Сразу возникли вопросы: зачем это нужно и что будет, если я не буду этого делать. Рассказываю, почему поступают такие уведомления, и что случится, если их проигнорировать.
Причины запросов операторов
Сообщения о необходимости подтверждения данных через Госуслуги приходят не только от Tele2, но и от MTC и Билайн. Дело в том, что по закону «О связи», операторы обязаны проверять достоверность персональных данных своих клиентов. Речь идет о ФИО, дате рождения и документах, удостоверяющих личность. Это стандартные данные, которые указываются при покупке сим-карты.
В связи с этим операторы так объясняют сообщения о перепроверке данных:
- В Tele2 время от времени актуализируют персональные данные абонентов, чтобы те не устаревали
- В Билайне с клиентами связываются, если сведения некорректны или их недостаточно
- Операторы уточняют данные, если при заполнении договора были допущены ошибки
Если не выполнить просьбу оператора
В соответствии с вышеупомянутым законом, операторы должны блокировать сим-карты клиентов, если их персональные данные не подтверждены. В таких случаях компания приостанавливает обслуживание абонента либо частично ограничивает услуги по номеру. После актуализации персональных данных сим-карту вновь сделают активной.
Если сим-карта оформлена на другого человека
Оператор обязан проверять, на кого оформлена сим-карта, и кто ею пользуется.
Дети в возрасте от 14 лет могут заключать договор на мобильную связь по собственному паспорту, но при этом их должны сопровождать родители или опекуны. Сим-карты для детей младшего возраста приобретают их родители — они указывают в договоре свои данные.
Для переоформления номера в салон связи нужно обратиться обоим лицам: тому, кто пользуется сим-картой и тому, на кого она оформлена. В зависимости от компании услуга передачи номера обойдется в 50–150 рублей.
Оператор дает две недели, чтобы обновить персональные данные абонента. Если этого не сделать, услуги связи будут ограничены.
Как подтвердить персональные данные
Существует два способа подтвердить персональные данные. В первом случае нужно посетить любой салон связи оператора и предъявить паспорт. Это бесплатно и займет не более пяти минут.
Второй вариант — подтвердить данные онлайн. Для этого у абонента должна быть подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги». На сайте мобильного оператора в личном кабинете нужно зайти в настройки профиля и нажать кнопку «Проверить паспортные данные» или «Подтвердить паспортные данные через «Госуслуги».
Если все пройдет успешно, абонент увидит подтверждение, что сведения актуализированы. Если уведомления не будет, придется обратиться в салон сотовой связи лично. Например, это требуется, если сим-карту оформили много лет назад, и у абонента изменились паспортные данные, фамилия и адрес.
С 2021 года юридические лица и ИП обязаны передавать сведения о корпоративных сим-картах в специальный реестр (ЕСИА). Каждый номер должен быть закреплен за конкретным сотрудником и оформлен на его паспортные данные. Сообщать данные о таких сим-картах можно через Госуслуги. Причем если номера, оформленного на юрлицо, в ЕСИА не будет, операторы связи будут обязаны его отключить.
Для чего это государству
Закон о необходимости подтверждения персональных данных абонентов был введен не случайно. Так государство борется с мошенниками — они не могут использовать корпоративные номера и анонимно совершать звонки. Благодаря этому компании и правоохранительные органы всегда знают, кому именно принадлежит номер.
Это позволяет ограничивать дропперов — людей, которые за деньги отдают свои сим-карты и банковские данные аферистам. Это помогает мошенникам скрывать свои данные, ведь деньги жертв приходят на подставные карты, и звонят злоумышленники с чужих номеров.
В этой ситуации дропперы также могут жертвами обмана — им якобы предлагают работу по поиску преступников. Обычно такие предложения поступают тем, кого уже обманывали аферисты.
Кроме того, требование по подтверждению данных может объясняться вводом системы «Антифрод». Она позволяет блокировать подменные номера. Если абонент использует переадресацию, звонок не пройдет. Операторы связи подключаются к новой системе. По этой причине идентифицируют персональные данные клиентов, в том числе их номера.
Еще больше полезной информации вы можете узнать на нашем сайте.
Поступали ли вам такие уведомления? Следите ли вы за актуальностью своих данных у мобильного оператора? Напишите в комментариях.
Автор: Татьяна Бабикова