Найти в Дзене

Фильм «Москва слезам не верит» мог бы получиться совсем другим. Почему книга кардинально отличается от киноленты?

Я давно не зачитывалась книгами так, чтобы это продолжалось до глубокой ночи. Но к своему удивлению прошлой ночью не могла уснуть, пока не дочитала до конца эту историю.

И ведь история всем настолько известная, что назови имена героев, сразу поймут, о чем идет речь. Но оказалось, что авторская версия сильно отличается от того кино, которое снял режиссер Владимир Меньшов.

Итак, фильм вышел на экраны в 1979 году (снят он был по небольшому рассказу, опубликованному в 1977 году), в нем главной героиней стала Катерина – сначала рядовая работница, а потом и директор крупного комбината.

А вот в расширенной версии книги того же автора, которая была издана уже в наше время, действие заканчивается аж 1992 годом! То есть рассказывается не только о периоде СССР, но и о развале Союза.

Автором сценария и книги стал Валентин Черных, когда-то юношей приехавший в Москву из Пскова, прошедший путь от рабочего-лимитчика до преподавателя ВГИКа. И рассказ свой он посвятил трем девушкам, которые после войны также приехали из Псковской области устраивать свои судьбы в столицу.

Замечу, что книга написана до конца уже после фильма, поэтому поиски Гоши и появление его с подвыпившим Николаем в доме Катерины совпадает со смертью Брежнева в ноябре 1982 года, а празднуя 10-летие свадьбы, Гоша и Катерина рассуждают о том, что живут уже в совсем другой стране.

Но самых удивительным для меня стала личность Людмилы в книге. Она ведет себя куда более циничнее и расчётливее, чем ее героиня в кино. Прагматичная, умная, готовая ради своих целей растоптать судьбу других людей, она оказывается не просто девочкой-лимитчицей, а представительницей рода баронов фон Беков!

Подчеркивается, что при своем холодном уме и бессовестности, она не злодейка. Пусть абортов сделала кучу от всех любовников, пусть Гущина погубила, пусть на хлебозаводе работниц презирает, пусть, будучи кассиршей, придумала схему, как обманывать пассажиров с билетами, но все равно ее фигура в книге выписана тщательно и даже с некоторой симпатией.

Однако автор подчеркивает, что при всем своем уме Людмила категорически отказывается учиться, поэтому хоть и становится по советским меркам дамой очень состоятельной, но карьеру сделать не может.

-2

Помогает ей освоиться в Москве генерал КГБ, который старше ее на 25 лет. Она встречает его в свои 18 лет случайно во время бесконечных поисков женихов. Он быстро делает ее любовницей и даже проводит с помощью молодой подруги некоторые важные операции.

Генерал прочно женат, но помогает Людмиле советами. Снабжает ее дорогими вещами и деньгами, водит в рестораны. Дает характеристики всем людям из ее окружения, включая ее будущего мужа хоккеиста Гущина. Именно он помогает найти Гошу, который уходит из квартиры Катерины, узнав от Родиона Рачкова горькую правду о ее настоящей должности.

Генерал, кстати, такой же холодный циник, как и Людмила. Он не особо верит в систему государственного устройства, но пользуется ей. С Людмилой они настолько похожи, что буквально читают мысли друг друга. При этом Людмила решает с ним все вопросы, которые ее волнуют. Генерал знает обо всех ее любовниках, которых за 20 лет у Людмилы будет уйма (она даже встречается с ними по определённым дням, желая за каждого выйти замуж или просто беря с них деньги за ласки).

В итоге в 40 лет она выйдет замуж за того самого генерала КГБ, потому что тот овдовеет, вступит в конфликт с его взрослой дочерью за жилплощадь и даже одержит в этой борьбе победу.

Так что все, что хотела, эта представительница старого рода прибалтийских баронов, она от жизни получит.

-3

Катерине в книге уделяется гораздо меньше внимания. Рассказывается о ее карьерных амбициях, о том, кто и как помогал ей устроиться на высокую должность, как на сама научилась управлять людьми, повествуется о ее мужчинах. О скрытой кухне системы назначения на должности в СССР. О ее тоске о женском счастье и о неожиданной влюбленности в ничем не примечательного с виду Гошу.

-4

Самая скучная и предсказуемая жизнь окажется у Антонины и Николая. Впрочем, сама Антонина в книге считает себя счастливой, а вот своих подруг жалеет и старается им помогать.

-5

Но это все в книге не главное. Самое основное – это тот самый фрейдовский подтекст. Да, да. Очень подробно описываются определенные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Я такого учебника «Камасутры» очень давно уже не читала (мне кажется, со времен знакомства с книгами французских натуралистов вроде Эмиля Золя). Ну нельзя же все в жизни сводить к пол0вым играм курицы с петухом.

А тут прямо со всеми натуральными подробностями. Вплоть до того, как пахнут женщины и мужчины до и после. И еще много всего!

Вообще-то книга производит какое-то тяжелое и отталкивающее впечатление. Наверное, из-за всех этих описаний подковерной борьбы между кланами за власть, карьерного пути главной героини, которая хочет стать большой начальницей, интриг, корысти Людмилы и пассажей о прогнившем советском строе от ее генерала КГБ.

Но еще меня поразило то, что автор всерьез осуждает советское государство. То есть он видит в нем негативные стороны и подчеркивает их. Всеобщий дефицит, постоянная нехватка жилья, обязательная прописка, мизерные зарплаты, ложь на партсобраниях, техническая отсталость, а еще разговоры о том, что СССР – это территория страха, нищеты и какой-то нравственного оскудения.

И это общее впечатление довлеет над читателями необыкновенно.

Катерина понимая, что должна собрать на комбинате свою команду обязанных ей людей, выдвигает одного из инженеров, предлагая ему вступить в партию. Она говорит ему те же слова, что и ей сказали когда-то: мол, вступить в партию - это все равно что сделать прививку от чумы, может быть, не хочется, но нужно.

И этот самый инженер признается Катерине, что по национальности он евῥей. И дальше уже она размышляет:

«Милькин боялся, что он еврей, что он беспартийный. Боялись и те, кто был в оккупации, и те, кто был в немецком плену, и те, кто попадал в немецкие концлагеря, и те, кто побывал в советских лагерях. Может быть, из-за этого страха вступали в партию, чтобы получить хоть какую-нибудь должность – все-таки гарантия. А вот Александра, дочь Катерины, уже ничего не боялась. Недавно она принесла «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Они читали его по очереди: Александра днем, Катерина – ночью. Катерина впервые осознала, что через лагеря прошли миллионы. Многие не вернулись. Но те, кто вернулся, ничего не забыли. А если эта власть пошатнется…»

И таких размышлений, и тревожных звоночков в книге много. Много говорится о беспросветной жизни простого народа, о людях, которые десятилетиями ютятся в общежитиях, стареют и умирают в них.

Возникает стойкое ощущение несправедливости советского строя. Людям годами не докладывали и недоплачивали то, что им положено. Поэтому они обманывали и воровали, тайно проклинали советскую власть, а когда СССР развалился, обрадовались этому.

При этом в последних фразах диалога Гоши и Катерины звучат слова о том, что еще через 10 лет (уже в 2002 году) они будут ностальгировать по жизни в СССР, считая, что жили удивительно хорошо.

-6

Так что эта книга вовсе не похожа на ту немного лирическую мелодраму, которую снял В. Меньшов. Книга сложная. Противоречивая, как, видимо, и ее автор, который написал сценарии к таким известным фильмам как «Выйти замуж за капитана», «Любовь с привилегиями», «Любить по-русски», «Сын за отца», «Женская собственность», сериал «Брежнев».

Мне все это показалось авторской попыткой оправдания за разрушенный СССР. Мол, страна была не очень, ее финал был закономерен. Даже генералы КГБ не захотели ее защищать, а в партию вступали по корыстным мотивам, пытаясь приспособиться к системе, чтобы получать хорошие зарплаты и иметь привилегии. Большинство народа буквально нищенствовало, судьбы матерей-одиночек складывались тяжело, и только единицам (как Катерине) удавалось вырваться из этого мрака.

Но фильм получился иным. Он, как мне кажется, ближе к народному пониманию жизни. Катерина в нем Золушка, которая получает все за свое трудолюбие и честность, а вот Людмила представлена, скорее, как та героиня, которая в погоне за материальной суетой проиграла свое счастье.

Но, на мой взгляд, из-за раставленных иначе акцентов книга никогда бы не получила такой популярности, как фильм.

А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?