Найти тему
iluminary | лингвистика

Американская лингвистическая школа

У истоков этой школы находятся Э. Сепир и Л. Блумфилд. Л. Блумфилд изучал индейские языки и в процессе своей работы пришел к выводу о необходимости создания новых методов анализа языков, в том числе и тех, которые являются бесписьменными, не имеют ни грамматик, ни словарей. При исследовании данных языков, когда лингвисту практически ничего о них не известно, ему остается опираться только на формальный критерий сочетаемости единиц, то есть на то место, которое единицы занимают в ряду других. Этот критерий получил название дистрибуция. Иное название данной школы – американская дескриптивная лингвистика.

Американская дескриптивная лингвистика направлена на разработку предписаний, которыми необходимо пользоваться при описании языка, что было связано с восприятием лингвиста, изучающего неизвестный ему язык, в качестве дешифровщика, у которого нет никакой информации о языке, кроме текста, находящегося перед ним. Соответственно, все сведения о языке нужно вывести из текста, с которым работает лингвист. Сложность состоит в том, что текст не рассказывает напрямую о грамматике языка. Необходимую информацию исследователю приходится выводить самостоятельно, опираясь на дистрибуцию или совокупность всех позиций того или иного элемента, в которых он встречается по отношению к другим элементам. Вся суть дистрибутивного анализа и состоит в том, чтобы определить единицы языка, их классы и связь между единицами, опираясь на окружения, в которых используются единицы языка.

Декскриптивная лингвистика не ставила перед собой задачу объяснения явлений языка, она разрабатывала методы описания и моделирования языка, иными словами нужно было вывести систему языка в виде совокупности единиц и правил их расположения. В основном дескриптивисты работали с фонетическим и морфологическим уровнями языка, иногда переходили на синтаксический уровень, но слово, как единицу языка, они не выделяли.

Согласно дескриптивной лингвистике при выполнении определенных процедур обработки текстов специалист сможет понять грамматику или структуру данного языка. Хотя структуры языков различны все они выводятся при помощи одних и тех же универсальных процедур или алгоритмов. В языке выделяют несколько уровней: фонологический, морфологический и синтаксический, - при этом единицы низшего уровня формируют единицы высшего уровня (например, морфемы формируются из фонем). Приступая к изучению языка, сначала выделяют простейшие единицы, а затем переходят к более сложным. Лингвист, дешифрующий язык, должен объективно подходить к его описанию. Описать структуру языка значит установить его элементарные единицы (фонемы, морфемы), классы элементарных единиц, законы сочетания элементов разных классов.

Выделение элементарных единиц осуществляется за счет сегментации текста и дистрибутивного анализа текстовых единиц, которые были обнаружены в процессе сегментации; классы элементарных единиц строятся на основе субституции, а законы сочетания элементов разных классов при помощи анализа по непосредственным составляющим. Таким образом, исследование структуры языка проводилось в три этапа по результатам чего строилась модель языка. Допускалось несколько разных моделей, из которых на основе критериемв полноты, простоты и логической непротиворечивости выбирался один. Описание языка завершалось построением общей модели структуры языка. Исследование значений не входило в предмет лингвистики.

В процессе сегментации текста происходит его разбиение на отрезки, которые являются элементарными единицами того или иного уровня (фоны на фонологическом уровне и морфы на морфологическом уровне). Затем, ищется ответ на вопрос: являются ли выявленные элементарные единицы вариантами одной фонемы или морфемы или они являются представителями разных фонем / морфем. Для решения этой задачи используется дистрибутивный анализ. Дистрибутивный анализ первоначально применялся только для поиска фонем и морфем, значительно позже он стал использоваться на других уровнях.

Выделяют три типа дистрибуции:

1)дополнительная дистрибуция: единицы никогда не встречаются в одинаковых условиях (семь-шест). В таком случае наиболее часто делается вывод о том, что речь идет о вариантах одной фонемы.

2)контрастная (контрастивная) дистрибуция: единицы встречаются в одних и тех же окружениях, но с разными значениями (дом-лом). В таком случае делается вывод о том, что единицы являются представителями разных единиц.

3)свободное чередование: встречаются в одних и тех же окружениях без различия по значениям (землей-землею). Это варианты одной и той же единицы языка.

Исследования показали, что при отступлении от процедуры проведения дистрибутивного анализа он лишается объективности и на одном и том же материале один и тот же ученый может получить разные результаты. В связи с этим потребовалось проведение его уточнения при помощи других методов обработки языкового материала. Упрощенное понимание языка привело к тому, что дескриптивная лингвистика к началу 60 годов оказалась в кризисе, ее стали называть лингвистикой без смысла и стали появляться новые теории, которые обращались уже к семантике.

В дистрибутивной лингвистике лучше всего были разработаны методы фонологического анализа, поскольку у фонем нет прямой связи со значением. Благодаря данному направлению было дано описание фонологическим системам многих языков, в том числе супрасегментным явлениям (тону, ударению, явлению стыка). Также были расширены знания в морфологии. Большое внимание уделялось языку лингвистической науки (например, были созданы триады терминов фон-фонема-аллофон).

Спасибо за прочтение и лайки:)



#дескриптивнаялингвистика #структурнаялингвистика