Наши историки уникальны.
Они умело выкручиваться из любой несостыковки и с лёгкостью отвечают на самый сложные вопросы.
Один из таких вопросов:
Каким образом маленький захолустный городок с непонятным названием "Московъ" превратился в столицу огромной империи.
У ортодоксов всё просто:
В 1147 году Юрий Владимирович Долгорукий встретился на Москве с князем Святославом Ольговичем.
Об этом написано в самой Ипатьевской летописи.
Долгорукому так понравилось это место, что спустя несколько лет он построил на нём укрепление, которое превратило посёлок в полноценный город.
Это пишет уже Ростовский летописный свод.
Дальше историки развивают тему так:
Место для города было выбрано Долгоруким настолько удачно, что за пару веков маленькая деревянная крепость, которых в те времена были сотни, превратилась в средневековый мегаполис.
И всё?
Больше ни у кого не возникает вопросов?
Можем расходиться?
А самых упёртых историки добивают так:
Какие могут быть сомнения? Ведь Москва — это порт пяти морей.
Однако те же археологи, которые привыкли оперировать не домыслами, а фактами, высказывают на этот счёт недоумения.
Вот, например, открываем сборник "Археология Московского Кремля". Сборник выпущен Академией наук к столетию российской академической археологии.
Здесь мы обнаруживаем такой пассаж:
Наиболее сложная для археологического изучения и наиболее интригующая тема — историческая трансформация 13-го и 14-го веков, превратившая маленький город в мощный центр политической жизни.
Относительно порта пяти морей, Москву стали называть так только в 1936-м году. И то — весьма условно.
Всё благодаря трём рукотворным каналам — "имени Москвы", Беломорканалу и Волго-Балтийскому.
Которые делали удобным доступ к Каспию, Белому и Балтийскому морям.
Если же посмотреть на транспортную доступность Москвы, например, в XVII веке, чтобы попасть в Москву из Чёрного моря надо было зайти в устье Днепра и идти против течения. Вначале корабли попадали в Киев, затем Смоленск.
Это только самое начало пути.
Дальше нужно было зайти в реку Вязьма, подняться до одноимённого города и волоком перебраться в реку Угру.
Затем спуститься до Оки, дойти до города Коломна, и найти Москву-реку.
Попасть в Москву из Балтийского моря было ещё труднее.
Надо было преодолевать пороги, и значительную часть пути тащить корабли волоком.
Немного проще было попасть в Москву из Каспийского моря. Но надо было подниматься всё время против течения вначале по Волге, затем — по Оке.
И уже оказавшись в Москве-реке — искать в глухих лесах небольшой городок на высоком холме.
В общем, вы понимаете что ни о какой транспортной доступности речи не шло.
Москва по своему местоположению с треском проигрывала тем же Новгороду и Смоленску.
И даже Коломне.
Кроме того, до строительства шлюзов Москва-река была маловодной.
Добраться до Москвы можно было только на специальных мелкодонных баржах.
В сухое время года баржи часто садились на мель. Приходилось либо регулярно привлекать бурлаков, либо перегружать товары на телеги.
И тем не менее.
Земляной город вошёл в состав Москвы в конце XVI века.
Значит, в начале XVII века площадь Москвы составляла 18 квадратных километров.
На тот момент это был один из самых больших городов в мире по площади.
К примеру, площадь Лондона даже в начале XIX века была меньше — 17 квадратных километров.
Население Москвы, конечно, уступало многим другим городам и составляла в начале XVII всего 200.000 человек. А в мире уже были города-миллионники.
И всё же.
В 12-м, 13-м и даже 14-м веках Москва была маленькой крепостью, а в 16-м — стала крупнейшим городом мира. Не имея никаких на то серьёзных причин.
Сдаётся мне, что Москва приобрела такое значение вовсе не из-за русских князей, а из-за особого интереса к этому месту так называемых "татаро-монголов".
Эту версию я раскрою в одной из следующих публикаций.
~>>>Подписывайтесь на канал. Мир вашему дому~>>>