Найти тему
Хроники и легенды

Никто не знает, как "поднялась Москва". Версии историков несостоятельны

Наши историки уникальны.

Они умело выкручиваться из любой несостыковки и с лёгкостью отвечают на самый сложные вопросы.

Один из таких вопросов:

Каким образом маленький захолустный городок с непонятным названием "Московъ" превратился в столицу огромной империи.

У ортодоксов всё просто:

В 1147 году Юрий Владимирович Долгорукий встретился на Москве с князем Святославом Ольговичем.

Об этом написано в самой Ипатьевской летописи.

Долгорукому так понравилось это место, что спустя несколько лет он построил на нём укрепление, которое превратило посёлок в полноценный город.

Это пишет уже Ростовский летописный свод.

Дальше историки развивают тему так:

Место для города было выбрано Долгоруким настолько удачно, что за пару веков маленькая деревянная крепость, которых в те времена были сотни, превратилась в средневековый мегаполис.

И всё?

Больше ни у кого не возникает вопросов?

Можем расходиться?

А самых упёртых историки добивают так:

Какие могут быть сомнения? Ведь Москва — это порт пяти морей.

Однако те же археологи, которые привыкли оперировать не домыслами, а фактами, высказывают на этот счёт недоумения.

Вот, например, открываем сборник "Археология Московского Кремля". Сборник выпущен Академией наук к столетию российской академической археологии.

Здесь мы обнаруживаем такой пассаж:

Наиболее сложная для археологического изучения и наиболее интригующая тема — историческая трансформация 13-го и 14-го веков, превратившая маленький город в мощный центр политической жизни.

Относительно порта пяти морей, Москву стали называть так только в 1936-м году. И то весьма условно.

Всё благодаря трём рукотворным каналам "имени Москвы", Беломорканалу и Волго-Балтийскому.

Которые делали удобным доступ к Каспию, Белому и Балтийскому морям.

Москва в представлении Нейросети
Москва в представлении Нейросети

Если же посмотреть на транспортную доступность Москвы, например, в XVII веке, чтобы попасть в Москву из Чёрного моря надо было зайти в устье Днепра и идти против течения. Вначале корабли попадали в Киев, затем Смоленск.

Это только самое начало пути.

Дальше нужно было зайти в реку Вязьма, подняться до одноимённого города и волоком перебраться в реку Угру.

Затем спуститься до Оки, дойти до города Коломна, и найти Москву-реку.

Попасть в Москву из Балтийского моря было ещё труднее.

Надо было преодолевать пороги, и значительную часть пути тащить корабли волоком.

Немного проще было попасть в Москву из Каспийского моря. Но надо было подниматься всё время против течения вначале по Волге, затем по Оке.

И уже оказавшись в Москве-реке искать в глухих лесах небольшой городок на высоком холме.

В общем, вы понимаете что ни о какой транспортной доступности речи не шло.

Москва по своему местоположению с треском проигрывала тем же Новгороду и Смоленску.

И даже Коломне.

Кроме того, до строительства шлюзов Москва-река была маловодной.

Добраться до Москвы можно было только на специальных мелкодонных баржах.

В сухое время года баржи часто садились на мель. Приходилось либо регулярно привлекать бурлаков, либо перегружать товары на телеги.

И тем не менее.

Земляной город вошёл в состав Москвы в конце XVI века.
Значит, в начале XVII века площадь Москвы составляла 18 квадратных километров.

На тот момент это был один из самых больших городов в мире по площади.

К примеру, площадь Лондона даже в начале XIX века была меньше — 17 квадратных километров.

Население Москвы, конечно, уступало многим другим городам и составляла в начале XVII всего 200.000 человек. А в мире уже были города-миллионники.

И всё же.

В 12-м, 13-м и даже 14-м веках Москва была маленькой крепостью, а в 16-м — стала крупнейшим городом мира. Не имея никаких на то серьёзных причин.

Сдаётся мне, что Москва приобрела такое значение вовсе не из-за русских князей, а из-за особого интереса к этому месту так называемых "татаро-монголов".

Эту версию я раскрою в одной из следующих публикаций.

~>>>Подписывайтесь на канал. Мир вашему дому~>>>