Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как будущие маршалы авиации побывали под трибуналом

Оглавление

Раньше уже писал об осуждении после войны маршалов авиации С.А. Худякова (А.А. Ханферянца), А.А. Новикова и Г.А. Ворожейкина. Можно, например, прочесть ЗДЕСЬ:

А.А. Новиков стал первым маршалом авиации, а всего до упразднения в 1993 году этого звания, у нас было 32 маршала авиации.

Сегодняшний рассказ о троих из них - о легендарных летчиках, которые, будучи в годы войны в невысоких воинских званиях, оказались под следствием и угрозой трибунала. Двое из них чудом избежали суда, третий - был осужден. И тем не менее все трое, дослужились в послевоенные годы до маршальских звезд.

Герой Советского Союза маршал авиации Иван Иванович Борзов

Иван Борзов родился 21 октября 1915 года в деревне Староворово Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне - в составе сельского поселения Дмитровское, Шатурского района, Московской области).

В 1936 году Борзов окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков- наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина. Военную службу проходил в ВВС Черноморского флота, участвовал в советско-финской войне, был награждён орденом.

В начале Великой Отечественной войны - заместитель командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Как видно из наградных листов, Иван Борзов в боях проявлял исключительную смелость, бесстрашие и героизм. Дважды в 41-м он был сбит. В районе Двинска, сумел посадить горящий самолет на болото, получил тяжелые ожоги лица и рук и контузию левой ноги. Второй раз - в районе Красного Села, выпрыгнул с парашютом, приземлился на территории противника, через 7 дней пробрался к своим через линию фронта.

В августе 1941 года, желая продемонстрировать командованию умение пилотировать истребитель, самовольно поднял в воздух самолет, находившийся в ремонте, и стал выполнять на нем фигуры высшего пилотажа. Топливо закончилось и самолёт, упав с малой высоты, разрушился. За это правонарушение Борзов 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны.

Через несколько дней он был назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиаполку ВВС Балтийского флота, в апреле 1942 года вернулся в родной полк, где с него была снята судимость.

С сентября 1943 года майор Иван Борзов - командир этого полка. В этой должности проявил свои выдающиеся командирские качества. Полк одним из первых на Балтике освоил ночные удары и наведение по бортовым локационным станциям. Летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка уничтожили 83 вражеских транспорта, 4 подлодки, 1 миноносец, 3 сторожевика, 3 тральщика, 4 танкера.

Иван Борзов лично совершил 147 боевых вылетов, потопил военный корабль и 2 транспорта противника.

22 июля 1944 года Иван Борзов удостоен звания "Герой Советского Союза".

В конце войны Борзова назначили помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского училища по летной подготовке.

В 1962 году генерал-лейтенант авиации И.И. Борзов стал командующим авиации ВМФ СССР и находился на этой должности 12 лет - до конца своей жизни. В 1972 году удостоен звания маршала авиации СССР. Он - единственный маршал в морской авиации, инициатор создания советской палубной авиации.

Иван Иванович Борзов скончался 4 июня 1974 года в г. Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Маршал авиации Петр Семенович Кирсанов

-2

Петр Кирсанов родился 1 января 1919 в деревне Лапино (ныне - в Калужской области). В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Военную службу проходил в ВВС Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны. Великую Отечественную войну лейтенант П.С. Кирсанов встретил в должности заместителя командира эскадрильи 153-го истребительного авиаполка (с ноября 1942 года - 28-й гвардейский ИАП). Вскоре он был арестован за потерю в тумане ориентировки при выполнении боевого задания. 6 истребителей, выработав горючее, совершили вынужденную посадку и были потеряны. За совершение воинской должностной халатности, Кирсанов, командовавший группой самолетов, должен был быть предан суду трибунала. Но, учитывая отсутствие погибших и острую нехватку подготовленных лётчиков, командование части уберегло будущего маршала от суда, сняв его с должности и переведя в другой полк.

В 1942 году Кирсанов был восстановлен в должности заместителя командира эскадрильи.

К концу войны гвардии майор П.С. Кирсанов совершил 323 боевых вылета, провёл около 30 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника лично и 3 в составе пары.

После войны генерал Кирсанов командовал авиационной дивизией. Окончив Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего 24-й воздушной армией по боевой подготовке; заместителем начальника боевой подготовки ВВС СССР; командующим 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией; заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке; командующим ВВС Главного командования войск Дальнего Востока; начальником Центральной инспекции безопасности полётов ВВС.

В 1982 году П.С. Кирсанову было присвоено воинское звание "маршал авиации". С 1987 года – заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушных сил – начальник Службы безопасности полётов Военно-Воздушных сил.

П.С. Кирсанов умер 7 ноября 1991 года, похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Покрышкин Александр Иванович

-3

Александр Покрышкин родился в городе Новониколаевске (ныне – Новосибирск). Окончил Качинскую военную авиашколу лётчиков. На фронте – с первого дня войны. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1, «Аэрокобре». Командовал 16-м гвардейским истребительным авиационным полком. Совершил более 650 боевых вылетов, сбил лично 43 самолёта противника и 3 – в составе группы (по другим, не подтвержденным документами данным – только лично сбил 59 самолетов).

Мало кто знает, что дважды стоял вопрос о предании Покрышкина суду военного трибунала. Но каждый раз судьба оказывалась благосклонна к нему. В первый день войны он сбил по ошибке свой легкий бомбардировщик Су-2. Летчик выжил, но штурман погиб. Если бы не всеобщая суматоха тех июньских дней, вряд ли бы ему удалось избежать трибунала.

В 1942 году дело в отношении Покрышкина в Бакинский военный трибунал все же поступило. Он обвинялся в избиении в летной столовой старших офицеров, а также – в злостных нарушениях наставлений и инструкций истребительной авиации.

Историк А.В. Тимофеев отмечал: «В бумаге, которую написал для трибунала комполка (Исаев – авт.), было достаточно «компромата» как минимум для штрафбата! Оскорбления старших командиров, пререкания с начальством и, что самое мерзкое, «нарушения требований устава истребительной авиации»!... Ситуация складывалась почти безвыходная»[1].

Массовая драка, зачинщиком которой признали Покрышкина, произошла после выведения потрепанного в боях полка для переформирования в пос. Насосный в Азербайджане. Его исключили из партии, вывели за штат, отозвали представление к званию Героя Советского Союза. И завели уголовное дело.

Дело спас случай. Накануне судебного заседания, командующий 4-й воздушной армией Науменко приказал Покрышкину, уже известному тогда асу, выступить перед летчиками соседнего авиаполка по вопросу о тактике воздушного боя. Командир этого полка Тараненко, узнав от Покрышкина о предании его суду, разыскал находившегося в госпитале комиссара 16-го гвардейского ИАП Погребного, который, по сути, спас Александра Ивановича от сурового наказания.

После войны А.И. Покрышкин служил на различных командных должностях в ПВО страны: командовал 33-м (с февраля 1949 г. - 88-м) истребительным авиакорпусом ПВО (г. Ржев); истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО; 52-й воздушной истребительной армией (Московский округ ПВО); Киевской (с марта 1960 г. - 8-й Отдельной) армией ПВО. С июля 1968 года - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны.

16 декабря 1972 года А.И. Покрышкину присвоено воинское звание "маршал авиации". Умер 13 ноября 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

[1] Тимофеев А.В. Покрышкин. М. Молодая гвардия. 2005, С. 232-234. А.И. Покрышкин также написал об этом в мемуарах «Небо войны» и «Познать себя в бою».