В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, посильности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, оперативности знаний обучающихся, связи теории с практикой, обучения с жизнью, воспитывающего обучения, межпредметных связей, индивидуализации и дифференциации.
Раскроем содержание данных понятий через сравнение классических и современных принципов обучения.
Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
Принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Вслед за Я.А.Коменским принципы обучения обогащали классики западноевропейской отечественной педагогики. Естественно, что развитие принципов дидактики активно продолжается и в современной педагогике. Для удобства последующего анализа представим две группы принципов обучения - «классические» и «современные».
Классические принципы обучения:
- воспитывающий характер обучения;
· принцип научности;
· систематичности и последовательности;
· сознательности и прочности обучения;
· принцип активности учащихся;
· принцип наглядности;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитывающий характер обучения.
Предполагает, что обучение влияет на формирование нравственных качеств человека. А именно развивает волевые и духовные характеристики личности.
Пример образования в Германии и СССР 1930 годов.
Воспитание в немецкой школе было построенное по принципу:
Арийцы – высшая раса, все остальные рабы.
Результат – милитаристическая фашистская Германия, вторая мировая война, направленная на покорение других народов.
Инициаторы – образованные немцы, воспитанные в духе ненависти к еврейскому и славянским народам.
Воспитание в советской школе построенное по иному принципу:
Пролетарии всех стран объединяйтесь.
Результат – многонациональное государство, противостоявшее всей западной Европе, её научным и технократическим милитаристским достижениям, благодаря сплочённости разных народов, благодаря волевым качествам граждан, вступившимся за свою родную землю, свой народ. Тяжелейшие сражения и Победа в ВОВ.
Инициаторы - образованные граждане разных народов, проживавших на территории бывшей российской империи.
Как мы видим в зависимости от воспитания, происходит и развитие человека. Абсолютно одинаковые знания, в разной идейной интерпретации, приводят к разным результатам: учёный в фашистской германии, работающий в концлагерях, уничтожающий узников, ради научного прогресса - это норма, и учёный в советском союзе, разрабатывающий оружие, для освобождения и защиты других людей, также норма. Вот только цели у них разные. Одни работают с увлечением, чтобы убивать других людей, другие работаю, чтобы защищать других людей.
И даже если учителя не будут воспитывать своих детей. То воспитание будет присутствовать в школе. Только формироваться оно будет извне, под влиянием внешних событий, случившихся с учеником. Как это происходило в нашей стране в течении почти четверти века, когда государство передало эту функцию родителям, которые в силу разных обстоятельств выполняли эту функцию по-разному. Но сегодняшние новости, показывают нам, что дальше так продолжаться не может. Повальная коррупция, неудержная страсть к обогащению и другим видам противоправных действий, направленных на удовлетворение личных потребностей определённых индивидов, в ущерб общественных интересов, вот во что выливается образование без государственного воспитания.
Так что образование оставлять без воспитания нельзя. Государственная политика должна держать на контроле эту часть образовательной деятельности и формировать её содержание.
Но именно родители должны осознать необходимость данных общественных изменений и контролировать содержание воспитательной стороны образования. Так как большинство современных учителей не способны оказывать воспитывающее влияние на современных детей. А большинству современных чиновников, которым положено контролировать образовательный процесс, воспитание в школе совсем не нужно.
Принцип научности обучения означает, что учащимся предлагаются лишь подлинно научные знания. Этот принцип предусматривает достоверность изучаемых фактов и явлений, подлинно научное раскрытие закономерностей развития объективного мира; учет современных достижений науки.
Но что такое современная наука?
Современная наука – это вид деятельности в какой-то области человеческих взаимоотношений с природным миром. Но определённые индивиды выдают свои взгляды за научные, формируя иногда целое поколение людей с лживыми и недостоверными знаниями. Таким образом, подрывая веру людей в науку.
Коперник, Галилео Галилей, Грегор Мендаль – эти люди при жизни не смогли убедить общество в научной правоте своих взглядов, и лишь, через поколения общество приняло их научные достижения.
В тоже время во времена Коперника, Галилео Галилея, Грегора Мендаля существовала наука, которая в обучении людей формировала определённый научный взгляд на мир, только этот взгляд был бесполезным для развития человеческого общества.
И сегодня, современная наука мало чем отличается от науки средневековья. Большинство научных утверждений – это предположения, догадки, гипотезы, за которыми следуют чаще неверные поступки и события ими порождённые. Только учёных приверженцев сей науки это мало волнует, по ряду личных причин.
Поэтому, говоря о научности, нужно понимать, что научность – это достоверность, которую ученик может осознать, которая может переходить за грань видимого и слышимого, в более старшем возрасте, но обязательно видимая в школьном возрасте.
Систематичность и последовательность обучения. Этот принцип выражает порядок и логику изучения учебного материала. Когда знания сообщаются в строго систематическом порядке, каждое последующее научное положение вытекает из предыдущего, а предыдущее находит свое дальнейшее развитие в последующем, - только тогда можно говорить о сознательном и прочном усвоении знаний.
Что же это значит для ученика и учителя. Мы все, в силу различных жизненных обстоятельств, иногда пропускаем уроки или занятия. И если мы пропустили какую-то сложную тему, то дальнейшее изучение материалов связанных с ней будет для нас «тёмным лесом». Таким образом, нарушается принцип системности и последовательности в образовании. Как будто в лестнице, по которой мы взбирались вверх, исчезли несколько ступенек, и мы, видя другие ступеньки вверху перед собой, не можем понять: - как туда попасть?
Или нам недоступно объяснили материал, пропустив какую-то важную информацию, и нам снова становится непонятно, что, как, для чего и почему мы изучаем эту тему. Неосознанный материал забывается почти мгновенно, а значит и дальнейшее обучение для ученика становится бессмысленным, а время, потраченное на него учителем, потрачено впустую.
Чтобы избежать этого родители нанимают репетиторов. Хотя в образовательном процессе и присутствуют контрольные работы, по результатам которых учитель должен ликвидировать пробелы в образовании своих учеников, но такие пробелы случаются всё чаще и чаще.
Чтобы найти пробелы приходится начинать работать с учеником с самых «азов», ему это кажется глупым, он противится, но, когда находится пропущенный неусвоенный материал, тогда обучение становится простым, и учение идёт без запинок.
Приведём пример, во время обучения теме «Умножение» во втором классе, учитель забыл сказать детям, что умножение – это действие сложения одинаковых слагаемых, несколько раз. Упустил одно слово «одинаковых», а затем удивлялся, почему половина класса никак не могли отличить примеры 2+3 от 2*3
У одних получалось, что 2+3=2*3=5
У других получалось, что 2+3=2*3=6
Затем учитель разбирался, что случилось, почему ученики не поняли материал, ведь половина класса поняли. Свою ошибку он так и не увидел, счёл, что ученикам ещё рано изучать данную тему в этом возрасте. Что нарушен принцип доступности учебного материала.
Мы же знаем, что материал оказался недоступным для понимания учениками, именно из-за нарушения другого принципа обучения и по другим обстоятельствам.
Сознательность и прочность обучения. Школьники должны ясно понимать как общие задачи своего учения, так и конкретные задачи данной темы или урока, объяснять изучаемые факты и явления, раскрывать существенные связи между ними. Принцип сознательности требует, чтобы учащиеся умели осмысленно и целеустремленно применять полученные знания на практике. Обеспечивая сознательное изучение материала, учитель добивается прочности усвоенных знаний.
Понимание изучаемого материала – это умение увидеть реальную картинку изучаемого предмета, объекта или его свойства в своём воображении. Когда ученик способен описать своими словами изучаемый предмет, он осознал, что он изучил, а когда он применил несколько раз изученное в жизненной ситуации, он закрепил понимание, и оно прочно вошло в его жизнь. Именно таким образом достигается осознанность и прочность обучения.
Приведём пример, ученик второго класса не мог выучить таблицу умножения, никак не мог запомнить её. Выяснилось, что он пытается запомнить числа, не применяя их на практике. После того как ему было предложено выучить таблицу умножения используя свои пальцы, путём присчитывания по 2, дело стало двигаться лучше, затем ему было предложено использовать при счёте стулья у парт, он осознал, что данные числа материальны, число стульев - это первый множитель два, а номер парты – это второй множитель, а результат – это количество стульев от первой парты, до той парты, которая является вторым множителем. После этого проблем с дальнейшим разучиванием таблицы умножения у ученика не возникало.
Осознанность материала достигалась через наглядность.
А не через повторы, непонятных для ученика выражений, как это частенько делается многими учителями, требующими дословного повторения определений, считающих, что раз ученик дословно повторил определение, то он осознал материал.
Прочность усвоения закрепляется, через умение видеть материал в воображении или умении отразить его на схеме или рисунке.
Даже когда ученик разучивает песню или стихи. Он дольше помнит те, которые понимает, и когда они находят своё отражение в его душе, то есть передают те чувства, которые он испытывал, образы, которые он уже когда-то видел.
Принцип активности учащихся в обучении тесно связан с принципом сознательности, поэтому иногда их объединяют. Активная мыслительная работа ученика, его познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Учащиеся должны уметь выдвигать учебные, познавательные задачи. Способы их решения, проверять достоверность полученного ответа. Осуществление принципа активности требует внимания к различным видам самостоятельных учебных занятий, стимулирования школьников к самостоятельным поискам правильных решений. Необходимость развития активности учащихся должна учитываться учителем при отборе форм и методов обучения.
Для того чтобы ученик стал активным необходимо подталкивать его к этому. Наилучшим способом вовлечения ученика в процесс обучения является беседа. Не монолог учителя, а беседа учителя и учеников, когда каждый имеет возможность поучаствовать в ней.
Дети, с которыми общаются взрослые, более развиты, чем их сверстники, пусть даже если те больше читают. Общение позволяет детям понять правильно ли они поступают, верной ли дорогой движутся. Оно избавляет учеников от страхов и раскрывает их потенциал (возможности). Общение активизирует детей, настраивает их на нужный лад.
Приведём пример, в школу пришёл ученик с умственной отсталостью и стал обучаться по адаптивной программе в класс-комплекте. Ученик плохо разговаривал, не выговаривал много звуков, проглатывал слоги, стеснялся говорить. Но благодаря доброжелательному отношению в классе со стороны одноклассников и учителя, начал быстро развиваться. На уроках музыки выучил несколько понравившихся ему песен, и после этого его дикция стала исправляться. Благодаря родным и их отношению стал ответственно заниматься и уже в первом классе стал читать примерно 15-20 слов в минуту. Учил стихи и песни и участвовал в общешкольных мероприятиях наравне с другими детьми. Именно активное вовлечение данного ученика в школьную жизнь помогло ему начать развиваться, несмотря на диагноз.
Принцип активности обучающихся предполагает вовлечение каждого учащегося в процесс обучения, иначе обучение становится бесполезным, нереализованным.
Принцип наглядности. Восприятие предметов реальной действительности и их отражение в сознании учащихся достигаются легче, если учитель при объяснении опирается на средства наглядности. Этот принцип подчеркивает необходимость сочетания средств наглядности и слова в процессе обучения без чего невозможно правильное решение вопроса о единстве и взаимосвязи конкретного и абстрактного в познавательной деятельности. Я.А. Коменский, подчеркивая значимость этого принципа, назвал его «золотым правилом» дидактики.
Обучение в школе ведётся «вербальным» (словесным) способом. То есть главным инструментом обучения является наша речь, которая состоит из слов, понятий, выражений. Человеческое мышление – это образное мышление. И новые слова, понятия, которые приходят к учащимся в процессе обучения, должны быть представлены зрительным образом, через наглядность: предметы, схемы, картинки, иллюстрации, макеты, отображающие реальные образы изучаемого материала.
В интернете гуляет видео, где мальчик пытается выучить стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит». Он не может запомнить уже вторую часть данного четверостишья «ласточка с весною в сени к нам летит». Так как не может запомнить слово «сени». Мальчик живёт в городе и никогда в жизни не сталкивался с таким понятием, и никогда не видел объекта, называемого этим словом. Отсутствие образа слова «сени» приводит мальчика в состояние гнева, он хочет выучить стихотворение, но не может.
Так и с другими предметами, когда у ученика отсутствует образ, закреплённый за словом, или отсутствует в сознании понятие, закреплённое за образом, он не может применить полученные знания, они обесцениваются, теряют свой смысл и значимость.
Поэтому принцип наглядности является самым главным принципом в процессе обучения.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Без учета закономерностей возрастного развития детей, их физического и психического развития невозможно обеспечить успешность обучения. Содержание учебного материала, выбор методов обучения и воспитания зависят от возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем возрастные особенности по-разному проявляются у каждого ребенка, поэтому учителю надо хорошо знать индивидуально-психологические особенности учащихся для осуществления индивидуального подхода к ним.
Рассмотрим на следующем примере. В детском возрасте мозг ребёнка развивается быстрее, чем его тело. В год ребёнок ещё толком не умеет ходить, но уже пытается воспроизводить звуки, в два года ребёнок не в состоянии выполнять простые действия, но уже в состоянии выучить на слух и пересказать стихотворение или простую песенку. В три года ребёнок пытается ещё только совершать простейшие бытовые действия, но в тоже время уже полностью владеет устной речью и способен выучить алфавит. В четыре года ребёнок способен начать читать, в пять лет рисовать, в шесть лет начать изучать письмо, но овладеет письмом примерно к восьми годам. То есть физические возможности рук ребёнка в шесть лет не способны воспроизводить прочитанное им письменно. Мозг воспринял информацию, обработал, обсудил её с родителями, учителями, а воспроизвести письменно ещё не может из-за физических возможностей тела.
Таким образом, учитель в начальной школе должен активно развивать мозговую деятельность ученика, так как мозг готов к обучению, и в то же время, развивать моторику рук, приводя её в соответствие с возрастными возможностями, чтобы к четвертому классу ученик уже был передавать информацию не только устно но и письменно, так как тело учащегося так же уже готово к данному виду деятельности. Заниматься раньше этим не следует, так как занятия каллиграфией требуют усидчивости, а маленькие дети не готовы к этому, следовательно, те, кто начинаю работать с малышами или ломают их эмоциональную сферу, подвергая стрессу от сложных действий, либо просто развивают руку, работая на развитие мелкой моторики руки, но не занимаются в полной мере каллиграфией, так как малыши больше играют с написанием узоров и значков, а не занимаются написанием текстов, передающих настоящую информацию. Так как каллиграфия – это искусство красивого письма. А письмо – это графическое (образное) знаковое средство передачи информации. То есть значимость каллиграфии заключается в точном воспроизведении на письме знаков, воспроизводящих звуки. Знаки должны быть оформлены в соответствии с правилами написания. Написанное при этом должно передавать информацию, а не просто быть набором красиво оформленных знаков.
Получается, что неправильно отобранный учебный материал, слишком лёгкий или слишком сложный, вызывает у ученика неприятие и скуку, отбивает желание учиться.
Поэтому прежде, чем приступить к обучению ученика, учителю необходимо изучить возрастные психофизиологические возможности обучающихся.
Все принципы обучения тесно связаны между собой и действуют в учебно-воспитательном процессе в тесном единстве. Все они сохраняют свое значение и для современной дидактики.
Эти, так называемые классическими, принципы дидактики в современной практике сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые обретают статус дидактических принципов.
Во второй половине нашего века был осмыслен и внедрён в практику ряд других, не менее важных принципов обучения. Эти принципы связаны с именами таких известных российских ученых, как Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, И. Л. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Ш.А. Амонашвили, П.М. Щетинин, В.Ф. Шаталова.
Мы перечислим их, но не будем рассматривать.
Современные принципы обучения:
Принцип создания оптимальных условий для обучения. Имеется в виду создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимся, в коллективе обучающихся, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций и др.
Отношения в классе должны быть построены на доверии и уважении. Этого невозможно достичь без любви преподавателя к детям и знаниям вообще. Любовь помноженная на умение доступно доносить информацию и активно её применять в жизни – это великая сила Учителя.
Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения. Любой учащийся - новичок, будь то первоклассник, первокурсник, слушатель факультета повышения квалификации, аспирант первого года обучения, - в значительной мере не освоил объективных установок и требований, новых условий образовательного процесса. Важно постепенно преобразовать их в субъектов этого процесса. Субъект образовательного процесса сознает и разделяет его цели, задачи и установки, имеет представление об основных функциях различных форм образовательного процесса; владеет наиболее распространенными принципами интеллектуального труда, умело организует личный бюджет времени и самостоятельную деятельность, достигает высокой успеваемости с установкой на самообразование.
Учитель оказывает учащемуся помощь через создание для него мотивационных установок. Когда ученик начинает посредством учителя воспринимать себя, как взрослого гражданина, основная задача которого быть полезным обществу, а для этого ему необходимо самостоятельно обучаться, быть учителем для самого себя, научиться самому учиться.
Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и усвоения учебного материала. Принцип опережающего обучения заключается в том, что учитель стремится заблаговременно создать "мост" между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей. И, таким образом, на месте возможного вакуума воздвигает динамичный ритм процесса обучения.
Данный принцип включает в себя два метода «повторение – мать ученья» и «утро вечера мудренее, авось чего-нибудь придумаем», когда ученик, изучая материал, опирается на уже ранее полученные знания.
Принцип опоры предлагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов - дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свёрнутой, системной эмоционально выразительной форме. Знакомясь с опорным конспектом, ученики овладевают практикой логически осмысленного, целостного усвоения учебного материала.
Данный принцип обучения взаимосвязан с принципом наглядности и доступен для всех обучающихся, может применяться во всех школах и формах образования.
Принцип обучения на высоком уровне трудности предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определённом пределе их умственных возможностей. Принцип обучения на высоком уровне трудности побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил.
Такой принцип работает в школах, где обучаются замотивированные дети. Классы, где обучаются дети с желанием становиться грамотнее.
Коррекционным школам, общеобразовательным школам и классам в которых учатся дети с низким уровнем мотивации данный принцип обучения будет недоступен и невостребован.
Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.
Система обучения учеников при этом формируется в соответствии с этими принципами, но вот методы и приёмы работы могут отличаться в рамках одного класса, одного предмета, и даже одного урока. Приёмы работы должны соответствовать возможностям и способностям учеников, а не желаниям учителей или родителей, и должны обязательно развивать учеников, а не проводится так, потому что это рекомендуется методикой обучения или авторами, какой-то образовательной технологии. То есть учитель сам строит образовательный процесс, направленный на развитие учащегося, отбирая те методы и приёмы, которые помогут ученику добиться успеха в изучаемой им дисциплине. Отбирает не просто так, а осознанно, объясняя себе и другим, каких результатов он рассчитывает добиться с помощью используемых методов. Анализируя, чего добился и над чем ещё нужно поработать. Отбирая методы и приёмы под конкретного ученика, а не под коллектив.
Материализуем идею:
Ученик – это здание, сооружение. Директор школы – это архитектор. Учитель – это прораб на стройке. Знания, умения, навыки – это строительные материалы. Методы и приёмы обучения – это строители и строительная техника.
Если на стройке трудится талантливый архитектор, он отбирает трудолюбивых и ответственных прорабов, те отбирают необходимые и качественные строительные материалы и набирают ответственных рабочих, отбирают требуемую строительную технику. И вот перед нами архитектурное сооружение - Чудо Света, которым все любуются и восторгаются.
Но для создания такого шедевра, необходимо самому любить свою работу.
И другой пример, с созданием сооружений, как московский рынок, построенного турецкими рабочими и обрушившимся на головы своих посетителей. Как вы понимаете, процесс создания данного рынка был построен по другому принципу: «любовь к деньгам» и «деньги не пахнут», а не на любви к строительству, не на любви к созиданию качественных и безопасных для людей сооружений.
Так и в образовании, где работает талантливый директор и талантливые учителя, из данного учебного заведения выходят талантливые воспитанные и образованные люди.
Где работают люди, которые ничего другого делать не умеют, кроме как учить детей. Вернее люди, которые случайно оказались в образовании. По ряду причин не имеющих отношения к любви к знаниям, к детям, к стране, например, из-за хорошей зарплаты у учителей или хороших условий работы. Там из стен учебного заведения пачками выпадают выпускники, которые, как и их учителя, становятся бездарностями.
Как говорил Антон Семёнович Макаренко «сорок сорокарублёвых учителей способны испортить любого человека». Сам, воспитывая через общество, он пишет о бездарности большинства учителей в первой половине прошлого века, называя их – учителя - трусы, лентяи и преступники.
Почему он отзывался так о своих коллегах?
Я думаю именно из-за любви к детям, стране и соотечественникам, он не мог принять их способ обучения. Не мог принять ситуации, когда ребёнок вместо того чтобы стать достоянием своей страны, становился ещё одной бездарностью. Сильно ли отличаются наши современные учителя от коллег Антона Семёновича? Не думаю! Новости из интернета, сериалы с ТВ, внушают нам, что учитель это личность, не имеющая никаких прав, а умеющая только выполнять указания сверху. Так ли это?
Рассмотрим данную ситуацию с точки зрения: талант – бездарность.
Чем схожи талантливый человек и бездарность?
И тот и другой – люди, обладающие гражданскими правами и обязанностями.
Чем отличается талантливый человек от бездарности?
Талантливый человек трудится и создаёт для людей и общества. Бездарность – трудится и создаёт только для себя, очень редко для своей семьи, пользуясь в основном своими правами и редко выполняя свои обязанности.
Рассмотрим на примере.
Два ровесника, два молодых человека, собираются исполнить свой долг перед Родиной, готовятся к поступлению в военный ВУЗ.
Один из них поступает, оканчивает учебное заведение. И уходит на гражданку, так как военным мало платят и военный билет у него уже есть, служить в армии уже не придётся.
Далее он вспоминает про свой долг, который он отдал стране, в традиционный памятный день, раз в году, работая грузчиком на фабрике.
Второго по состоянию здоровья забраковали.
Военрук спрашивает его: - Зачем ты идёшь в армию?
Тот отвечает: - Родине служить!
Военрук говорит: - Хочешь Родине служить, иди в сельскую школу работать.
Молодой человек поступает в педагогический университет, оканчивает его, идёт работать в школу.
Проходит 10, 15, 20 лет – этот уже немолодой человек всё еще несёт свою службу перед Родиной, хотя мог бы покинуть школу в 27 лет, по окончанию призывного возраста, каждый год, готовя и выпуская в этот мир повзрослевших ребят. Ребят, которые любят свою Родину, уважают граждан своей страны, чтут законы своего государства.
В чём разница между этими людьми?
У них были разные учителя и воспитатели.
Кто из них стал талантливым гражданином? Кто остался бездарностью? Решать, конечно, вам.