Конечно, в начале войны у всех членов антигитлеровской коалиции не могло быть полной уверенности в том, чем завершится это столкновение. Однако уже в первые годы начинается обсуждение того, каким должно стать будущее послевоенной Германии. Во многом это объяснялось тем, что США равно как СССР и Великобритания понимали, что контроль за Германией позволит обеспечить распространение своего влияния на всю территорию центральной Европы.
Уже в январе 1942 года СССР, США, Великобритания и ряд других государств подписали "Декларацию объединённых наций", в которой говорилось о необходимости
"употребить все свои военные и экономические ресурсы для достижения победы над Германией и ее союзниками" .
Однако вопрос о будущем Германии на данный момент ещё не обсуждался. Впрочем известно, что в этом же году по поручению президента Рузвельта была создана специальная комиссия, которая представила несколько планов будущего переустройства Германии. Все они предусматривали расчленение единого германского государства, отличалось только количество частей, на которое предполагалось осуществить разделение.
Впервые планы союзников по антигитлеровской коалиции в отношении Германии были открыто озвучены на Московской конференции в 1943 году, в которой принимали участие министры иностранных дел союзных держав. Государственный секретарь США К. Хэлл в данном вопросе был солидарен со своим английским коллегой и говорил о необходимости расчленения Германии. Позиция СССР была более сдержанной. Важным моментом этой встречи можно считать принятие декларации, в которой заявлялось о необходимости организации судебного процесса и наказания военных преступников. Впоследствии специально для обсуждения германского вопроса был создан специальный орган - Европейская консультативная комиссия, в которую вошли представители трёх союзных держав.
Достаточно подробно германский вопрос обсуждался на встрече лидеров государств антигитлеровской коалиции, которая прошла в Тегеране в конце 1943 года. Вопрос о будущем Германии был тесно увязан с польским вопросом. Все лидеры признавали необходимость восстановления независимой Польши. При этом вставал вопрос о её границах, ведь значительная часть польских территорий перешла в 1939 году к СССР. Советской стороной был предложен компромиссный вариант, который предусматривал компенсацию Польше именно за счёт Германии. Кроме того Сталин именно на этой конференции заявил о необходимости передаче СССР Восточной Пруссии с городом Кёнигсбергом.
Американский президент Рузвельт выступил на конференции с планом, в котором предусматривалось разделение Германии на 5 государств, причём особенно подчёркивалось, что
"Пруссия должна быть максимально ослаблена и уменьшена в своих размерах".
Сталиным подобный план был оценён достаточно положительно.
В августе 1944 г. на рассмотрение президента Рузвельта был подан план составленный министром финансов Г. Моргентау, который предусматривал достаточно суровое отношение к побеждённой стране. Германия должна была понести значительные территориальные потери. Восточную Пруссию предполагалось разделить между СССР и Польшей, западная граница Германии должна была проходить по Рейну, что означало потерю региона с наиболее развитой промышленностью и богатейшими запасами полезных ископаемых. На оставшейся территории должно было возникнуть два государства, причём предусматривались меры для того, чтобы исключить возможность консолидации их с Австрией.
Именно в плане Моргентау впервые говорилось о необходимости демилитаризации Германии. Немецкие государства должны были лишиться армии в любой её форме, особенное внимание уделялось тому, чтобы в Германии не развивалась авиация. Этот план был поддержан У. Черчиллем, но не нашёл одобрения у значительной части американской элиты, которые считали излишним такое ослабление Германии. Противоречивой была позиция американского президента. Известно, что Рузвельт вначале подписал предложенный план, но впоследствии отозвал свою подпись. Рузвельт вынужден был учитывать, что многие представители американской элиты не готовы были к превращению Германии в деиндустриализованное государство, так как сами имели определённые планы в отношении использования ресурсов и производственных мощностей германской промышленности после завершения войны. То есть, этот план так и не стал официальным документом. Характерно, что в немецкой пропаганде озвучивание этого плана активно использовалось как причина для того, чтобы сопротивляться до последнего, раз уж союзники всё равно планируют полностью уничтожить Германию.
В целом можно сказать, что к концу 1944 года союзниками по антигитлеровской коалиции был достигнут определённый компромисс в отношении будущего Германии. Все три союзных государства сходились на том, что гитлеровский режим должен быть ликвидирован, никакие компромиссы с ним не допустимы, необходима программа демократизации Германии. Также предусматривалось обязательное наказание военных преступников. Всё это предполагало оккупацию Германии силами союзников на определённый срок, продолжительность которого не оговаривалась. Все также были солидарны в том, что Германия должна выплачивать репарации, которые хотя бы частично могли возместить потери пострадавших от её политики государств.
Характерно, что во всех рассматриваемых планов практически не рассматривались вопросы организации сотрудничества собственно с немцами. Предполагалось, что все вопросы будущего переустройства Германии должны быть решены без их участия.
После того как стало ясно, что война должна закончиться в ближайшие несколько месяцев, назрела необходимость в новой встрече союзников на высшем уровне. Она произошла в феврале 19145 и получила название Ялтинской конференции. Именно германский вопрос стал основным для лидеров всех стран коалиции. Представленная широкой общественности декларация носила достаточно общий характер, в ней преимущественно использовались неконкретные фразы, которые можно было истолковать различными способами. О расчленении Германии в этой декларации не говорилось, но многим казалось, что возможность этого вполне предусматривается заявлением о
"готовности принять совместно также другие меры в Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира".
Известно, что на этот раз вопрос о расчленении Германии был поднят И. В. Сталиным. Остальные лидеры не высказали особых возражений по этому поводу. Именно на этой конференции был решён предварительно вопрос о зонах оккупации, которые должны были быть выделены СССР, США и Великобритании. Небольшая территория также переходила под французский контроль. По этому соглашению американские войска должны были контролировать юго-западную часть Германии. Уже в это время возник вопрос о судьбе Берлина, который впоследствии вызовет немало международных кризисов. Было очевидным, что Берлин окажется в оккупационной зоне советской армии. Однако именно в этом городе решили разместить Контрольный совет по Германии. Соответственно, город должен был управляться межсоюзнической комендатурой, в нём предусматривалось размещение войск всех союзных держав.
Однако уже в ближайшие месяцы советская сторона внесла существенные корректировки в свою позицию по вопросу о расчленении Германии. Советский посол в Англии Гусев заявил о том, что СССР не собирается настаивать на расчленении Германии, а предлагает использовать эту угрозу только как средство давления на немцев. Американский представитель в совместной комиссии после этого также получил от президента указания уклоняться от использования самого термина расчленение.
Наступление войск антигитлеровской коалиции тем временем продолжалось. Американские войска и их британские союзники форсировали Рейн, после чего их продвижение по немецкой территории встречало мало препятствий. К середине апреля американские войска достигли реки Эльба, где произошла их историческая встреча с советской армией. После самоубийства Гитлера немецкий генерал Йодль подписал акт о безоговорочной капитуляции.
Неудивительно, что теперь настал момент для окончательного определения будущего Германии. Для этой цели лидеры трёх держав вновь встретились в немецком городе Потсдаме. Конференция проходила в срок с 17 июля до 2 августа 1945. Однако по сравнению с предыдущими в составе участников произошли значительные перемены. После смерти Рузвельта новым президентом США стал Г. Трумэн, для которого были характерны гораздо более антисоветские взгляды. У. Черчилль также был вынужден покинуть конференцию, так как именно в это время его партия потерпела поражение на парламентских выборах. Новым премьером стал лидер лейбористов К. Эттли.
Если на предыдущих конференциях все участники вынуждены были рассматривать друг друга как союзников, пускай даже и не во всём солидарных друг с другом, то теперь на первый план выходили соперничество и противоречия. Вопросы конкретного распределения оккупационных зон были рассмотрены уже на предыдущей встрече, поэтому большую значимость приобрело рассмотрение конкретных механизмов, благодаря которым должна была осуществляться демократизация Германии.
Основные положения, которые касались будущего Германии, были озвучены в протоколе конференции. Главной целью политики союзников провозглашалось стремление к тому, чтобы
"Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире" .
Оккупация Германии признавалась необходимой мерой, но при этом оговаривался её временный характер, что давало немцам надежду на восстановление суверенитета. Именно на Потсдамской конференции были сформулированы основные принципы создания новой Германии, которые впоследствии получили название "Четыре Д" и предусматривали демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию.
На Потсдамской конференции уже не приходилось говорить о солидарности союзников по германскому вопросу. Известно, что Трумэн был против слишком значительного расширения польской территории за счёт Германии. Вызывала у него сомнения и необходимость передачи Кёнигсберга СССР. Однако Сталину удалось при поддержке нового британского премьера добиться реализации данных пунктов.
С другой стороны, США удалось добиться от советского руководства уступок в вопросе о взимании репараций. Сталина пытались убедить в том, что ранее обозначенная сумма в 20 миллиардов долларов будет означать полное и окончательное разорение Германии. В конечном итоге стороны остановились на варианте, который был разработан американским госсекретарём Д. Бирнсом. Каждая из сторон должна была получать репарации со своей оккупационной зоны, СССР как наиболее пострадавшей стране должны были передать ещё по 25% выплат с западных зон. При этом окончательная общая сумма репараций не устанавливалась.