Найти тему
СберБизнес

«Предпринимательство – это мышца»: история молодого бизнесмена, построившего компанию со второй попытки

Оглавление

Махач Хайбаев со второй попытки создал бизнес по производству обуви со 100-миллионным оборотом. Он рассказал, как спорт помог ему стать предпринимателем в 25 лет, какие ошибки он совершил и благодаря чему он смог добиться успеха.

Первый предприниматель в семье

Махач Хайбаев родился в семье интеллигентов: мама — врач, папа — инженер. Ходил в музыкальную школу, но сбегал с уроков на тренировки по футболу. «Желание успеха двигало мной всегда. Я пришел в футбол поздно — в 12 лет, а уже через год играл в юношеской сборной Дагестана. И все потому, что я три раза в день ходил на тренировки. Если я чем-то занимаюсь, то как фанатик: все внимание обращено в одну цель», — говорит он.

Спорт стал настоящей страстью: он мечтал связать с ним свою жизнь, но спортивная карьера внезапно завершилась из-за переезда в другой город. Со временем выяснилось, что целеустремленность дает быстрые успехи не только на футбольном поле.

Во время учебы в ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — ред.) Махач начал подрабатывать: устроился в обувное ателье менеджером по продажам. Тогда неожиданно для себя он влюбился в процесс реставрации обуви: в общежитии стояло несколько пар, которые были испорчены реагентами с петербургских улиц, на них он и оттачивал свой навык.

Махач привнес в ателье, где работал, новые свежие идеи: предложил сделать обувь более молодежной и продавать через социальные сети дороже. Когда в ателье пошли первые интернет-продажи, будущий предприниматель решил сделать собственный проект. «Вложил 28 тысяч, купил первые четыре пары обуви в качестве образцов и назвал это Migliori — «самые лучшие» с итальянского. Тогда все началось», — рассказывает Махач.

От миллионных оборотов до многомиллионных долгов

Махач сразу понял, что для успешных продаж нужно создать уникальное предложение. Он разработал собственный алгоритм подбора обуви, который до сих пор в автоматизированном варианте используется на производстве.

Чтобы проверить, подходит ли пара обуви, нужно обратить внимание на несколько пунктов: удобно ли пятке, жмет ли обувь в районе подъема и пучков, комфортно ли большому пальцу. Если обувь неудобно сидит, значит, дискомфорт связан с одним из этих пунктов. Исправляя пару по определенному критерию, мастер получает идеальную пару обуви. Алгоритм стал фишкой Migliori, которую реально было масштабировать.

-2

Сначала клиенты приходили по совету знакомых, но потом через соцсети пришел заказ на несколько пар обуви на 80 тыс. руб. от совершенно незнакомого покупателя. «Я был в шоке, потому что я таких денег за свой труд никогда в руках не держал. Это было прекрасно», — вспоминает предприниматель.

Чтобы успевать делать заказы, в 2013 году 18-летний Махач ушел из института и полностью сосредоточился на предпринимательской деятельности. Среди покупателей его обуви нашлись люди, которые предложили инвестировать в расширение бизнеса. Привлеченные средства позволили открыть цех производства, где работало несколько мастеров, и заказать партию дорогой кожи из Франции. В 2014 году появился первый собственный шоурум в центре Санкт-Петербурга. Компания вышла на оборот в 1 млн руб. в год.

Однако условия сотрудничества были не в пользу Махача: он был вынужден работать за фиксированную заработную плату, чтобы возвращать инвестиции. Заработать в рамках предложенной инвесторами модели было невозможно, поэтому Махач в 2017 году вышел из партнерства и остался с серьезными долгами.

Закрыть их пообещал другой партнер, который поверил в уникальный проект Хайбаева. Так появилось новое полноценное производство Migliori в Санкт-Петербурге, однако долгосрочное сотрудничество не сложилось: у молодого предпринимателя и инвестора возникли разногласия. После этого Махач потерял свой бренд и отлаженное производство. К нему перешли только социальные сети Migliori и сайт.

«При заключении сотрудничества с инвесторами важно трезво оценивать свои шансы. Я бы не обращался к инвесторам, если нет прибыли и собственных клиентов. К инвесторам надо приходить только с прогнозом продаж и прибыли».

Начать с нуля

К началу 2018 года у Махача остались только долги по заемным инвестициям на 2 млн руб. и чувство провала. Ситуация была настолько сложной, что он на какое-то время даже оставил идею развития обувного бизнеса и переключился на интернет-магазин косметики.

Но лояльные постоянные клиенты продолжали возвращаться за обувью и делать заказы, поэтому Махач решил рискнуть и попробовать еще раз:

«Я начинал во второй раз с нуля. Закинул 5 тыс. руб. на продвижение в социальных сетях, ко мне пришло несколько клиентов, я вложил эти деньги назад, получил заказ на 80 тысяч, и уже тогда снова начал усиленно работать»

Новая попытка стала для Махача шансом все сделать по-другому. Он стал создавать настоящую корпорацию: стремился сделать все бизнес-процессы четкими и прозрачными. Он начал вести финансовую отчетность и зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.

«Предпринимательство — это не навык, это мышца, которую можно накачать. Для сверхмиллиардных прибылей, может, и нужен талант, но для стабильного успешного бизнеса нужны четкие действия», — объясняет Махач.

Он стал уделять большое внимание продвижению бренда в социальных сетях, что позволило ему привлечь постоянный поток клиентов. Благодаря росту заказов штат сотрудников в Migliori планомерно вырос до 50 человек.

За пять лет Махачу удалось построить стабильный бизнес-проект с оборотом около 100 млн руб. в год. Средний чек на обувь достигает 110 тысяч, а клиенты выстраиваются в очередь.

Планы на вырост

Сегодня Махач Хайбаев тратит на обувной проект полчаса в неделю. Ровно столько уходит на совещание с топ-менеджерами Migliori.

«Сейчас мною быть правда просто, потому что я уже управляю всем «сверху», — объясняет он. — Все, что было нужно, я уже построил, пусть долго и с ошибками на пути».

Все процессы в компании четко отработаны от этапа закупок до продаж, поэтому этого времени хватает для эффективного управления. Migliori продолжает расти. Открылся бренд женской обуви, ассортимент товаров расширяется. Сейчас в компании работают над открытием пяти новых отделов продаж, созданием новых каналов продвижения.

В свободное время Махач путешествует, за два года он побывал в девяти странах. Параллельно с Migliori предприниматель занимается развитием бизнеса по пошиву костюмов, проектом в сфере недвижимости. Ошибки, которые Махач совершил вначале, дали ему колоссальный опыт и понимание того, как строить бизнес практически в любой сфере.