Наверное, каждый, кто родился в Советское время, помнит эту зелёную жидкость. Ей мазали всё подряд: ссадины, порезы, разбитые коленки и, конечно же, прыщи при ветрянке. После её нанесения раны жутко щипали и ещё долго были окрашены в зелёный цвет. В аптеке этот препарат называется «раствор бриллиантовый», а в народе его прозвали просто «зелёнка». В СССР этот недорогой антисептик пользовался большой популярностью, а вот на Западе его предпочитали не использовать. Откуда взялось это чудо-лекарство и почему, кроме нас, его никто не использует?
Немного исторических фактов
Одним из родоначальников асептики принято считать венгерского врача Игнаца Филиппа Земмельвейса. Не следует путать асептику и антисептику. Первая предотвращает попадание микробов в рану, а вторая борется с микробами, которые уже попали в неё. Так вот, работая в Венской больнице, профессор Игнац предложил стерилизовать руки перед операцией. Он выдвинул гипотезу, что многие заболевания возникают из-за инфекции. Одним из первых им была введена практика мытья рук и хирургических инструментов хлорной водой. Такой подход сразу же дал свои плоды. В больнице резко упала смертность рожениц. За это доктора прозвали «спасителем матерей».
К сожалению, научное сообщество скептически отнеслось к его открытию, над ним посмеивались, считая чудаком. На фоне этого у Земмельвейса пошатнулось психическое здоровье, и его обманным путём упекли в психушку. Там он был избит санитарами, где и скончался через пару недель от побоев.
Луи Пастер французский микробиолог и химик, который является одним из основателей науки микробиология. Также его научные работы легли в основу создания вакцин и таких мероприятий, как вакцинация. Он доказал, что ко многим заболеваниям людей и животных причастны бактерии и микроорганизмы. Также как и Земмельвейс, Пастер был сторонником асептики и стерилизации медицинского инструмента. Кстати, именно он был изобретателем процесса пастеризации, благодаря которой, увеличился срок хранения молочной продукции.
Англия, 1853 г. Пятнадцатилетний ученик химического колледжа Уильям Перкин под руководством своего учителя Вильгельма фон Гофмана работает на созданием синтетического хинина. В те времена хинин применялся для лечения малярии. Добывался он из хинного дерева и был очень дорог в производстве.
В 1856 г. Перкин приезжает на каникулы в родную Германию навестить родных. Организовав простенькую лабораторию в своей комнате, Перкин проводит ряд экспериментов. В результате он получает синтетическую жидкость пурпурного цвета. Результат очень понравился Перкину, и он продолжил эксперименты. Выяснилось, что жидкость очень хорошо окрашивает ткани, делая цвет долговечным и не боящимся стирки. В то время все красители были натуральными и соотвественно дорогими. Перкин решает наладить производство красителей. Впоследствии Перкин получит и другие цвета, в том числе и пресловутый «зелёный». О его антисептических свойствах узнают случайно через много лет. Во время окрашивания препаратов для микроскопа, выяснится, что это зелёная краска прекрасно убивает микробов.
А как насчёт бриллиантов?
Никаких бриллиантов в этом зелёном растворе нет и никогда не было. Всё дело в переводе. В сухом виде «зелёнка» выглядит как золотисто-зелёные комочки. На латыни они называются viridis nitens, что переводится как «зелёный блестящий». К нам это название попало из французского языка. А так как по французски блестящий будет brillant, в России его перевели буквально как «бриллиантовый».
Почему европейцы не применяют «зелёнку»?
На это есть ряд причин, одна из которых не очень эстетичный вид. На Западе не понимают зачем ходить раскрашенным в зелёный цвет, привлекая к себе внимание, если можно использовать другие бесцветные антисептики.
Другая причина состоит в том, что этот препарат недостаточно исследован. Как таковых исследований и не было, а в наше время проводить дорогостоящие клинические исследования дешёвой «зелёнки» западные компании считают нецелесообразным.