Согласно «Табели о рангах» наряды дам правящего дома (даже обыденные) должны были выглядеть величественно и демонстрировать особый статус хозяйки.
Мария Федоровна (Дагмара) слыла настоящей модницей, она обожала наряжаться, носить украшения. Ее стиль был несколько экстравагантным, она любила выделяться, быть яркой и запоминающейся. На туалеты императрицы тратились огромные суммы. Одно платье Марии Федоровны могло стоить так же, как годовое жалованье офицера армии.
Любимым дизайнером императрицы был француз Ч. Ворт (Уорт). Мсье Ворта очень ценили модницы высшего света. Так, он одевал супругу Наполеона III и австрийскую императрицу Сиси.
Платья Марии Федоровны всегда были узкими, императрица гордилась своей точеной фигурой и хотела продемонстрировать всем, какая у нее роскошная талия.
Ткани для платьев императрицы всегда выбирались благородные, тяжелые: бархат, парча, крепдешин, атлас, плюш. В платьях императрицы было обилие всего: бахрома, вышивка, кружева, банты, шлейф, жабо, перья.
Став вдовой, Мария Федоровна сменила гардероб. Она перестала носить яркие цвета, заменив их на черный, серый, фиолетовый. В старости женщина сохранила любовь к дорогой, элегантной одежде, но экстравагантный стиль сменила на лаконичный классический.
Ювелирные украшения Мария Федоровна заказывала у «Фаберже», «Болина», «Сазикова». Постоянными портными Марии Федоровны являлись Радферн, Павел Китаев, Рене Бризак.
Материал для платья вдовствующей императрицы на коронации Николая II изготовили на фабрике Сапожниковых, художественную вышивку наряда выполнила мастерская Залемана. Стоимость платья составила 4040 рублей. Но эта баснословная сумма померкла рядом с суммой, уплаченной за коронационное платье Александры Федоровны (5857 рублей). Вышивку для платья императрицы делали монахини Ивановского монастыря.
Стиль невестки вдовствующей императрицы отличался скромностью, дама не любила кричащих цветов, сложных покроев платьев, обилия декора. Ее наряды были элегантны, лаконичны. Цвета всегда пастельные, несколько приглушенные: лиловый, голубой, нежно-розовый, молочный.
Александра Федоровна не пользовалась декоративной косметикой и не делала маникюр. Парфюм: духи «Белая роза» от фирмы «Аткинсон» и туалетная вода «Вербена».
Последняя императрица пользовалась услугами следующих портных: Морэн-Блосье, Павел Китаев, Бризак. У Бризак одевались и дочери монаршей четы. Мадам Бризак пользовалась положением портнихи женщин дома Романовых и очень сильно завышала цены на свои наряды. Императрица знала об этом, но ничего не предпринимала.
Бризаки потеряли свой семейный бизнес, просуществовавший в Петербурге сорок лет, во время революции. Большевики заблокировали счета предпринимателей и запретили им вывозить из страны деньги и товар. Дом моды перестал существовать.
Помимо Бризаков Александра Федоровна любила наряды от Надежды Ламановой. Творения этой дамы признавались настоящими произведениями искусства. Вся столичная богема одевалась у Ламановой. Ее талант оценил сам Станиславский, предложив ей работу в Московском художественном театре, где она и проработала десятки лет.
Дома государыня одевалась еще скромнее, чем на выход. Чаще всего в собственных резиденциях ее видели в свободных блузках и юбках с широкими складками. Туфли императрица носила с заостренным носком, чаще всего из замшы. А из постоянных украшений, которые почти всегда носила Аликс были крупные жемчужные перстни и крест с драгоценными камнями.
Покрой платьев для великих княжон заказывался почти всегда одинаковый. Императрица тратила огромные деньги на наряды дочерей. Так, только в 1914 году на платья девушек ушло 19423 рубля. Великие княжны отдавали предпочтение парфюмерии фирмы «Коти».
Интересно, что девушки донашивали друг за другом одежду и обувь. Неудивительно, ведь вкусы у всех были похожие, одежда высокого качества, она долго не изнашивалась, а семье были доступны самые лучшие портные, которые в случае чего идеально перешивали вещи и подгоняли их под другую фигуру.
У дам семьи, непременно, имелись элегантные мундиры тех полков, чьими шефами они являлись. Так, Мария Федоровна была шефом «синих» кирасир лейбгвардии Кирасирского полка. Императрица часто надевала мундирный костюм на военные мероприятия. Впоследствии Мария Федоровна стала шефом еще нескольких полков. У императрицы также имелся флакон духов в форме кавалергардской каски.
Александра Федоровна, напротив, очень редко появлялась в мундире, так как ее здоровье не позволяло часто присутствовать на военных мероприятиях ее полков. А вот великие княжны носили мундирные костюмы своих полков довольно активно.
При Дворе большим уважением пользовалась госпожа Клара Г. Коиффевр. Дама штопала и стирала рубашки Александра III и Николая II, ей же доверяли вышивать императорские монограммы на одежде мужчин. Также Клара стирала царские носки.