Разваленная бездумными распоряжениями Временного правительства и революционной пропагандой царская армия к началу 1918 года закончилась. По штатным спискам перед кончиной в ней числилось примерно 300 тысяч офицеров. За исключением трех-четырех тысяч явных пассионариев, сразу оказавшихся на Дону у Корнилова, все остальные разъехались по домам.
Вот здесь и начались расхождения, причём чаще всего навязанные. Офицеров, живущих в губернских городах Центра России, мобилизовывала зарождающаяся Красная армия. Схема была проста. Бывшего офицера везли (вели, подгоняя прикладами) на беседу, где перед ним определялись два пути: или он «в это трудное время встаёт на сторону народной власти», тогда семья получает полный паёк, а он становится «военспецом». Либо семью расстреляют. (Эта система действовала очень долго: «Колхоз – дело добровольное, или вступаешь, или корову заберём!»)
Нет, были те, кто сам предлагал свои силы и опыт новой власти, но чаще было привычное «кто не с нами, тот против нас!»
Так в воинстве Троцкого появилась широчайшая прослойка «военспецов». Это они планировали операции, командовали дивизиями и полками. Именно для присмотра за ними, а не для душевных бесед с Анкой и Петькой были введены комиссары.
А южане и сибиряки попадали к белым, и было это так же просто: входят белые в Екатеринодар, и все офицеры призываются в ряды. Окружённый красный полк после расстрела дюжины явных большевиков пришивал погоны и тут же переформировывался и становился белым.
И красные поступали так же – к примеру, все оставшиеся после эвакуации деникинцев из Новороссийска донские и кубанские казаки тут же получили красные ленты на папахи и были зачислены в Первую конармию Буденного, а дальше эшелон и польский фронт – рубать шляхту!
https://yandex.ru/video/preview/15183036515306808296
Это исполняется "Марш Дроздового полка" - узнаёте знакомый мотив!?
Но было одно отличие: белые офицеры сражались на пределе моральной стойкости. На офицерском самопожертвовании во многом и держалось Белое движение. Этим фактором, главным образом, объясняется то обстоятельство, что малочисленная Добровольческая армия целых три года смогла выдерживать напор многократно превосходящих ее по численности и вооружению красных войск и даже одерживать над ними блистательные победы, пока это превосходство не стало абсолютно подавляющим. «В области военной, – признавал М.И. Фрунзе, – они, разумеется были большими мастерами. И провели против нас не одну талантливую операцию. И совершили, по-своему, немало подвигов, выявили немало самого доподлинного личного геройства, отваги и прочего».
Это полк солдат мог, взбунтовавшись, перейти от красных к белым и потом обратно, но командиры (офицеры и большевики) были по-настоящему достойными противниками.
И знаете, глядя на сегодняшнюю Россию с двуглавым орлом, трехцветным знаменем и прахом Деникина, перенесенным на родину, кто усомнится в том, что в гражданской войне победили все-таки белые?