Вслед за FESCO суд аналогичное решение принял и по акциям АО «Калининградский морской торговый порт»
Арбитражный суд Калининградской области взыскал в доход государства приобретенные незаконно 46,5% акций АО «Калининградский морской торговый порт». С соответствующим иском обратились ФАС и Генпрокуратура, сообщает «Интерфакс».
История вопроса:
Как отмечается в материалах суда, Генпрокуратура требовала признать ничтожными две сделки купли-продажи акций КМТП и взыскать их в доход государства. Речь идет о 43 тысяче обыкновенных акций порта номиналом 1 рубль каждая, которые принадлежат компании Orneto Partners Limited Partnership (Великобритания) и 3,5 тыс. обыкновенных акций, принадлежащих Дмитрию Пуриму. Покупки акций были совершены в 2020 и 2022 годах соответственно.
Согласно отчетности, уставный капитал АО составляет 100 тысяч рублей. Таким образом, арест наложен на 46,5% акций компании.
Генпрокуратура считает, «что группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, установлен контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства – АО «КМТП» посредством совершения последовательных действий с нарушением федерального закона от 29 апреля 2008 года «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Ранее суд в рамках данного дела принял обеспечительные меры без вызова сторон и по просьбе Генпрокуратуры наложил «арест на все акции КМТП, находящиеся во владении компании Orneto Partners Limited Partnership и Пурима».
Суд также запретил органам управления КМТП, в том числе генеральному директору, совету директоров, общему собранию акционеров, иным органам, которым могут быть делегированы полномочия по принятию управленческих решений, принимать решения о выплате (объявлении) дивидендов, распределении прибыли и убытков, выплате вознаграждения совету директоров. КМТП запрещено выплачивать в любой форме дивиденды и вознаграждение членам совета директоров.
Кроме того, Мосгорсуд оставил без изменений решение Хамовнического суда от 11 января 2023 года об обращении в доход государства акций группы FESCO по иску Генпрокуратуры России к основателю группы «Сумма» Зиявудину Магомедову, его брату – Магомеду Магомедову и ряду других фигурантов дела.
В доход государства обращены обыкновенные бездокументарные акции головной компании группы FESCO – ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП), принадлежащие нескольким юридическим и физическим лицам.
Ответчиками по иску выступали Магомедовы и их компании, а также другие акционеры, в том числе купившие бумаги после ареста братьев: Михаил Рабинович и его партнер Андрей Северилов (владеют 26,5% и 23,8% акций FESCO, соответственно), ряд компаний-акционеров.
Две компании-ответчика, кипрские Smartilicious Consulting Limited и Enviartia Consulting Limited представляют собой прямых акционеров головной компании FESCO – ПАО ДВМП, владеющими по 24,99% акций. Noubelius Ltd, Vovosa Co Limited и Rikima Holdings Limited ранее фигурировали в отчетности как акционеры ДВМП с пакетами в 9,6%, 8% и 6,6% соответственно, информация об ООО «Наутилус» и ООО «Новаторинвест» как об акционерах ДВМП встречается в судебных материалах по искам, оспаривающим итоги повторного годового собрания акционеров порта в 2020 году.
Целью иска было обратить в доход государства акции FESCO, оставшиеся в коммерческом обороте, после того, как доля Зиявудина Магомедова была конфискована по вынесенному ему в рамках дела о преступном сообществе приговоре.
По версии прокуратуры, изъятые акции ДВМП приобретались на доходы, полученные, в частности, в период, когда Магомед Магомедов был членом Совета Федерации. Впоследствии, утверждал надзор, свое присутствие в группе через эти акции и влияние на операционную деятельность компании Магомедовы скрыли с помощью подконтрольных лиц.
Ответчики иск не признали и просили суд отклонить его.
Суд также конфисковал акции транспортных активов группы FESCO, принадлежащие Зиявудину Магомедову: акции ООО УК «Транспортная группа ФЕСКО» (входит в группу) и доли в АО «Русская Тройка», АО «Портовый Флот», АО «Портактив», ПАО «ВМТП», «Порт Петровск», «Феско Бункер» и др.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский уверен, что в данном случае речь непосредственно о национализации не идет. По его словам, национализация предполагает передачу государству активов «либо путем безвозмездного отчуждения имущества у собственника, либо в рамках выкупа имущества с полным или частичным возмещением стоимости собственнику».
– Это исключительный порядок, по общему правилу государство не может требовать у законного владельца передать ему имущество, – добавил эксперт.
В случае с ДВМП, отметил Жарский, обращение в пользу государства обосновано тем, что суд подтвердил: имущество было получено незаконно. А в случае с национализацией, по словам юриста, законность владения имуществом «не может являться аргументом ни за, ни против принятия решения о национализации».
Напомним, в апреле 2023 года Арбитражный суд города Москвы полностью удовлетворил иск Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, головная компания Fesco) к Зиявудину Магомедову. Согласно решению, с них будет взыскано 80 млрд рублей, а также убытки в размере $13,8 млн. LR