Информация об АлСибе, воздушной трассе периода Великой Отечественной войны, долгое время была засекреченной. По этой причине некоторые сведения о ней утрачены и до сих пор не восстановлены. АлСиб - особая воздушная трасса, соединяющая Аляску с Сибирью. По ней с 1942 по 1945 годы в рамках военной помощи перегоняли боевую авиационную технику из Соединённых Штатов в СССР. Задачей наших летчиков-перегонщиков была доставка машин до подразделений ВВС. Затем истребители и транспортные самолеты переправляли в действующую армию, на Западный фронт.
В этой тяжёлой работе задействовали авиадивизию перегонщиков гражданского воздушного флота (ГВФ), сформированную в 1942 году, и лётчиков из США. В СССР трасса была проложена от Красноярска до Уэлькаля (Чукотка). В США - от города Грейт-Фолс, штат Монтана до города Нома, расположенного на Аляске. Позже последний, из опасения перед японцами, заменили на город Фэрбенкс. Подготовительные работы к запуску трассы начались с октября 1941 года. Для этого в СССР построили и реконструировали 16 аэродромов, в Штатах - 15.
Длина трассы составляла 14 тысяч км, 5 из которых, самые трудные, пролегали над тундрой и горными хребтами. Маршрут от авиазаводов США через Канаду до Фэрбенкса был 3 тысячи км. Расстояние от Аляски до Красноярска равнялось 6,5 тысячам км. И от Сибири до Волги пилоты проделывали 4, 5 тысяч км. Весь путь занимал от 60 до 70 часов. Машины перегоняли группами по 9-11 единиц. Возглавлял экспедицию летчик на А-20, либо на Б-20.
Перегонка военного транспорта была сопряжена с немалыми трудностями. У летчиков почти не имелось привычных ориентиров - дорог, населенных пунктов. Советский Север в то время был почти незаселен. Низкие температуры, туманы, сильные дожди (зимой пурга) - все это осложняло работу, приводило к частым авариям, катастрофам. На истребителях до середины 1943 года не устанавливались радиокомпасы, на аэродромах отсутствовали приводные станции. У большинства самолётов не было системы обогрева, а длительность полета составляла 4 часа. Выдержать это время предстояло без автопилота.
Подготовка и дисциплина летного состава оставляла желать лучшего. У многих пилотов просто не было опыта. Да, сначала на трассу собирали лучших пилотов со всей страны, но по выбытию приходилось учить всё новые кадры. 18-летние юноши проходили ускоренное обучение и сразу вставали в строй. Полеты в условиях Севера, когда обмерзает кабина, замерзает смазка и масла, лопаются шланги, выходят из строя тормоза, гидравлика, требовали предельного напряжения. Первые четыре месяца оказались особенно тяжёлыми: 12 машин было списано, 26 требовало ремонта, 34 пилота погибло.
Проанализировав ситуацию, руководство обратило особое внимание на дисциплину. Это возымело действие, количество летных происшествий и гибели пилотов сократилось в два раза. Трудно приходилось и с приборными досками. Надписи в иностранных машинах были на английском языке, расчеты велись в галлонах, футах, милях. Выручали самодельные переводные таблицы, изготовленные на миллиметровке.
И всё же, несмотря на немыслимые расстояния и тяжелейшие условия, лётчики делали свою работу. За три года, рискуя жизнью, ежемесячно теряя товарищей, они перегнали огромное количество машин. Этих самолётов хватило, чтобы полностью укомплектовать 250 авиаполков. В 1944 году авиадивизию перегонщиков ГВФ наградили орденом Красного Знамени за заслуги перед Родиной.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.