Найти тему
Жизнь советского человека

Как работали на Победу летчики особой воздушной трассы Великой Отечественной войны? Тяжёлый труд перегонщиков

Информация об АлСибе, воздушной трассе периода Великой Отечественной войны, долгое время была засекреченной. По этой причине некоторые сведения о ней утрачены и до сих пор не восстановлены. АлСиб - особая воздушная трасса, соединяющая Аляску с Сибирью. По ней с 1942 по 1945 годы в рамках военной помощи перегоняли боевую авиационную технику из Соединённых Штатов в СССР. Задачей наших летчиков-перегонщиков была доставка машин до подразделений ВВС. Затем истребители и транспортные самолеты переправляли в действующую армию, на Западный фронт.

Bell P-63 Kingcobra на Аляске перед отправкой в СССР
Bell P-63 Kingcobra на Аляске перед отправкой в СССР

В этой тяжёлой работе задействовали авиадивизию перегонщиков гражданского воздушного флота (ГВФ), сформированную в 1942 году, и лётчиков из США. В СССР трасса была проложена от Красноярска до Уэлькаля (Чукотка). В США - от города Грейт-Фолс, штат Монтана до города Нома, расположенного на Аляске. Позже последний, из опасения перед японцами, заменили на город Фэрбенкс. Подготовительные работы к запуску трассы начались с октября 1941 года. Для этого в СССР построили и реконструировали 16 аэродромов, в Штатах - 15.

Длина трассы составляла 14 тысяч км, 5 из которых, самые трудные, пролегали над тундрой и горными хребтами. Маршрут от авиазаводов США через Канаду до Фэрбенкса был 3 тысячи км. Расстояние от Аляски до Красноярска равнялось 6,5 тысячам км. И от Сибири до Волги пилоты проделывали 4, 5 тысяч км. Весь путь занимал от 60 до 70 часов. Машины перегоняли группами по 9-11 единиц. Возглавлял экспедицию летчик на А-20, либо на Б-20.

Перегонка военного транспорта была сопряжена с немалыми трудностями. У летчиков почти не имелось привычных ориентиров - дорог, населенных пунктов. Советский Север в то время был почти незаселен. Низкие температуры, туманы, сильные дожди (зимой пурга) - все это осложняло работу, приводило к частым авариям, катастрофам. На истребителях до середины 1943 года не устанавливались радиокомпасы, на аэродромах отсутствовали приводные станции. У большинства самолётов не было системы обогрева, а длительность полета составляла 4 часа. Выдержать это время предстояло без автопилота.

Подготовка и дисциплина летного состава оставляла желать лучшего. У многих пилотов просто не было опыта. Да, сначала на трассу собирали лучших пилотов со всей страны, но по выбытию приходилось учить всё новые кадры. 18-летние юноши проходили ускоренное обучение и сразу вставали в строй. Полеты в условиях Севера, когда обмерзает кабина, замерзает смазка и масла, лопаются шланги, выходят из строя тормоза, гидравлика, требовали предельного напряжения. Первые четыре месяца оказались особенно тяжёлыми: 12 машин было списано, 26 требовало ремонта, 34 пилота погибло.

Проанализировав ситуацию, руководство обратило особое внимание на дисциплину. Это возымело действие, количество летных происшествий и гибели пилотов сократилось в два раза. Трудно приходилось и с приборными досками. Надписи в иностранных машинах были на английском языке, расчеты велись в галлонах, футах, милях. Выручали самодельные переводные таблицы, изготовленные на миллиметровке.

Лидер бомбардировщик В-25 ведёт самолёты Р-63 над Верхоянским хребтом
Лидер бомбардировщик В-25 ведёт самолёты Р-63 над Верхоянским хребтом

И всё же, несмотря на немыслимые расстояния и тяжелейшие условия, лётчики делали свою работу. За три года, рискуя жизнью, ежемесячно теряя товарищей, они перегнали огромное количество машин. Этих самолётов хватило, чтобы полностью укомплектовать 250 авиаполков. В 1944 году авиадивизию перегонщиков ГВФ наградили орденом Красного Знамени за заслуги перед Родиной.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.