Он снова растет в цене. Пока правда, только на бирже. Речь, разумеется, о бензине. Его стоимость в нашей богатой нефтью державе обновила исторический рекорд.
Вот как менялась биржевая цена 95-го бензина последние 5 лет. Предыдущие рекорды - были на фоне пандемии, летом 20-го года, и на фоне восстановления экономики после коронакризиса - в сентябре 21-го. В прошлом году - из-за санкций, бензин рекордно подешевел, но сейчас - вновь совершил рывок и забрался на новые высоты!
Это уже начинает сказываться и на стоимости топлива на АЗС. В Москве за последние пару недель АИ-95 подорожал на заправках, в среднем на 36 копеек за литр, до 53-х с половиной рублей.
Я понимаю, уже все привыкли к тому, что цены на бензин в России идут только вверх. Неважно, растет или падает нефть, зима на дворе или лето. Бензин дорожает. Но что такого случилось на этот раз, что топливо стало резко расти в цене? И что будет дальше с ценниками на заправках?
Вы сейчас можете удивиться, но причин для нынешнего роста стоимости топлива - особо нет. Есть мнение, что цена пошла вверх из-за того, что на многих НПЗ начались ремонтные работы и мол, производство снижается. Но эта версия не выдерживает никакой критики. По данным Росстата, за первый квартал 2023 г. производство автомобильного бензина увеличилось в годовом сравнении почти на 8%, а дизельного топлива - на 7%.
И тут возникает вторая версия. Производство растет, но при этом, увеличивается и экспорт топлива. В этом году - почти на 40 процентов. То есть, всё что производится - идёт туда, а здесь дефицит. Эта версия тоже отпадает. Потому что, увеличивается не только выпуск топлива, но и его отгрузка на внутренний рынок. По данным Минэнерго, в мае она выросла на 6% по 92-му бензину, и на 8% по 95-му.
И это не говоря о том, что запасы бензина на НПЗ и нефтебазах сейчас превышают 2 миллиона тонн. Странно получается - по стране текут бензиновые реки и бьют дизельные фонтаны, а топливо все равно дорожает. И вот тут появляется третья причина, куда более реальная - сокращение выплат нефтяникам по демпферу.
Напомню, демпфер - это механизм, который должен сдерживать цены на бензин в России. Работает он так: если нефть дорожает и продавать топливо за границей становится выгоднее, чем в России, правительство доплачивает нефтяным компаниям эту разницу. Ну, чтобы они не вывозили всё на экспорт. Если наоборот - в мире дешевле, чем на нашем внутреннем рынке, то уже нефтяники доплачивают в бюджет. Тем самым, вроде как делятся со страной сверхдоходами.
За прошлый год правительство выплатило нефтяникам по демпферу два с лишним триллиона рублей. В апреле Минфин эту лавочку прикрыл, ради экономии бюджета. Ну и нефтяные компании, вполне могли начать накручивать биржевые цены, ибо денежной мотивации поставлять дешевый бензин россиянам у них больше нет.
И тут интересный момент. Минэнерго установило норматив для нефтяников - 12% всего произведенного бензина они должны продавать на бирже. Но в нормативе не указано какого бензина - 76-го, 92-ого или 95-ого. Просто бензина. Чем нефтяники и пользуются - уменьшая долю 95-ого в поставках, тем самым, искусственно толкая его цену вверх. Сильнее всего от этого страдают независимые АЗС, у которых своего производства нет, и бензин они закупают именно на бирже.
То есть, по логике вещей, вертикально интегрированные нефтяные компании смогут спокойно контролировать цены на своих заправках. А вот независимые должны будут их повышать. Но есть нюанс… О нём - Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании «Петролеум Трейдинг»
Последние 1,5 года независимые АЗС смогли получить рекордный доход - сверхприбыль. У них наценка на топливо была 25 рублей и они тем самым должны были компенсировать предыдущие сложные годы, и сделать запас капитала. Можно сказать, что запас прочности как минимум до конца года, у них есть. С маржой 1 рубль они точно смогут спокойно работать, а в период осени, в зимний период, оптовая стоимость топлива снижается, и у них снова восстанавливается маржинальность.
Ну и что получается? На рынке - профицит бензина. Рост биржевой стоимости топлива - наполовину искусственный. А у АЗС есть возможность не повышать цены.
Вывод - я думаю, что стоимость топлива на заправках будет расти. Потому что может. И у нефтяников есть оправдание - сокращение субсидий и те самые биржевые цены. К тому же, в России все больше машин, которые потребляют именно 95-й бензин. Даже новые Лады. Следовательно спрос на него будет выше. А его производство при этом, дороже, чем того же 92-ого.
Конечно, наглеть заправки не будут, но в пределах рубля-полутора рост цен на мой взгляд мы увидим. Так что, берегите Деньги, они вам еще понадобятся.