Главный страх, с которым сталкиваются родители при переводе ребёнка на онлайн-обучение, — это социализация. Есть стереотип, что если школьник учится дома, он не будет ни с кем общаться вживую, станет замкнутым, у него возникнут проблемы с коммуникацией и вообще нормальной жизнью в обществе. Разбираемся, почему онлайн-обучение — не преграда адекватной социализации.
Что не так с социализацией в обычной школе
“А как он будет социализироваться?”, — обычно это первый вопрос, который задают родителям, решившим отдать ребёнка в онлайн-школу. В представлении многих обучение в формате онлайн — это когда ребёнок целыми днями сидит за компьютером и “света белого не видит”. Конечно, это миф.
При этом многие уверены, что традиционная офлайн-школа, может, и не идеальна, но зато с социализацией справляется на ура.
Так ли это? Давайте разбираться.
- Жестокие одноклассники и буллинг.
- Суровый учитель, который “всегда прав”.
- Отсутствие индивидуального подхода и необходимость подстраиваться под коллектив.
- Часто — невозможность высказать своё мнение, потому что нужно “быть, как все”.
- В большинстве случаев — мало внешкольного общения, так как не хватает времени и/или у детей и их родителей слишком разные интересы. Или внешкольные мероприятия принудительного характера.
- На первом месте — дисциплина, подчинение учителю, стандартизация школьника, нудные долгие уроки. И минимум интересных задач и того самого общения и социализации.
- На переменах дети зачастую не общаются, а сидят в телефонах.
Всё это совсем не помогает социализации школьника, а скорее наоборот.
Социализация — это не просто общение со сверстниками, как многие думают. Это умение взаимодействовать с людьми разных возрастов, взглядов, социального положения.
Это когда ребёнок на практике знакомится с разными нормами поведения, которые помогут ему в дальнейшем вписаться в общество, стать частью коллектива и чувствовать себя в нём комфортно.
Поэтому у “онлайн-школьников” есть всё для прекрасной социализации. А вот некоторым ученикам “обычных” школ трудно адаптироваться в обществе из-за страхов, тревог, комплексов. Они могут появляться из-за завышенных требований учителей и конфликтов с одноклассниками.
А что с социализацией в онлайн-школе?
Некоторые уверены: если ребёнок учится дома, он не социализирован, так как не общается вживую с одноклассниками и учителями. Но, по данным психологов, у "хоумскулеров" более высокая социальная активность, чем у их ровесников из офлайн-школ.
Почему так?
Всё просто: у “онлайн-учеников” меньше комплексов и страхов, больше открытости и уверенности в себе. Они не сталкивались с жесткой школьной системой, буллингом и предвзятостью учителей. Они уверены в себе, могут высказать свою точку зрения, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, умеют добиваться желаемого.
При этом, у них море друзей и единомышленников по всей стране и даже миру. В онлайн-школе — гибкий график и внимательное отношение к каждому ребёнку.
А что с личным общением?
За счёт того, что учёба занимает всего пару часов в день, “онлайн-ребята” успевают заниматься спортом, ходить в разные секции, путешествовать. Это адекватная и не токсичная социализация.
К тому же, социализация во многом идёт из семьи. Если в вашем доме благоприятная психологическая атмосфера, вы посещаете вместе разные мероприятия, общаетесь с друзьями, путешествуете, ваш ребёнок будет отлично развит и социализирован.
Интересный факт: исследования показали, что дети на онлайн-обучении лучше устанавливают психологический контакт и социальные связи со взрослыми людьми.
Получается, вопреки стереотипам, социализация ребёнка эффективнее и комфортнее проходит на онлайн-обучении. Конечно, и на офлайн-обучении ребёнок может отлично социализироваться, если в его семье — здоровая психологическая атмосфера, а в школе попадётся хороший класс и достойные учителя. Но сама по себе офлайн-школа не помогает социализации. В лучшем случае — не мешает.
А вы как считаете: где у ребёнка больше возможностей социализироваться — в онлайн-школе или в традиционном офлайн-учреждении?