Найти тему
О чем кричит редактор

Назначение искусства

Картина Дарьи Гутиевой
Картина Дарьи Гутиевой

«Я писал молчание и ночь, выражал невыразимое, запечатлевал головокружительные моменты» А.Рембо

Постоянное видоизменение форм искусства имеет лишь одну цель: возбуждать чувство жизни. Мы снова и снова напоминаем людям, что окружающий мир - ненормален, что соглашаться с его условиями мы не должны, что мы постоянно стремимся к совершенству мира. Что человеческая природа и духовность человека вечно в противоборстве, что главные ценности человека - любовь, вера, добро, развитие, красота, дух, справедливость, правда - то, ради, чего стоит бороться со злом. Мы вскрываем все то, что мешает человеку быть подобным Богу, мы обнажаем ложь, грязь и зло - человека и общества. Мы пишем одно и то же, из поколения в поколение, из эпохи в эпоху мы живем одну и ту же жизнь, и снова и снова стремимся разбудить души людей, возбудить дух человека, чтобы он увидел и почувствовал жизнь и не-жизнь.

Кажется. если мы остановимся и перестанем это делать - очередное поколение погрязнет в существующей реальности, примет зло за норму, примет разложение за норму и мир рухнет, его смоет с лица земли.

Раз таково назначение искусства - возбуждать чувство жизни - то вопрос, конечно, не в том, как и что мы творим, а прежде всего в том, как сам творческий человек воспринимает реальность и жизнь. Потому как он - "медиум", "передатчик" жизни через форму искусства. Насколько полно и тонко он переживает жизнь, чтобы быть способным ее выловить из реальности и передать в новой форме искусства. Еще раз: почувствовать жизнь - передать ее в произведении искусства - возбудить/пробудить в читателях жизнь.

Сегодня странным образом оказывается, что многие современные деятели искусства как бы отделяют творчество от жизни. Они словно бегут в творчество. Творчество и жизнь - это две непересекающиеся сферы, ни одна из которых не оказывает влияния на другую. В современных творческих процессах писателю не требуется вся глубина его души, вся мощь его сознания, только фантазия, тотальное бегство от жизни. Даже в тех вещах, которые якобы о жизни, писатель довольствуется фейками, выжимками знания из интернета, скудного опыта взаимодействия с людьми. Огромного пласта постижения жизни, ее сути не существует больше. И творчество - не более, чем истории о социальном бытии, без морали и системы взглядов автора.

Я обращаюсь к личности писателя, потому что все остальные цели уже исчерпаны. Что представляет собой личность? Чем богата? Чем тревожна или вдохновлена? Что ее питает и какой смысл она несет, эта писательская личность. Что есть жизнь каждого отдельного писателя? И речь идет не о жизни событийной, а жизни душевной, духовной. Насколько полны мыслями и чувствами дни писателя, что он делает, чтобы не дать душе успокоиться в обыденном, во взаимоотношениях, в иллюзорном достатке информации, в кажущемся изобилии?

Артюр Рембо: «Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию. Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого. Так как он взрастил больше, чем кто–либо другой, свою душу, и так богатую! Он достигает неведомого, и пусть, обезумев, он утратит понимание своих видений, – он их видел!..»

Не будьте спокойны.
Не будьте счастливы.
Не будьте в комфорте.
Будьте нервом мира.

___________________________________
Анна Гутиева
, писатель, лит.редактор, психолог, преподаватель литмастерства

Книга для писателей "
О чем кричит редактор"
Информация
по редактуре и разбору текстов