На экспериментальном железнодорожном кольце в городском округе Щербинка уложили первый участок безбалластного пути. Новую конструкцию верхнего строения пути разработали в России учитывая многолетний аналогичный опыт зарубежных конструкций.
Обычная конструкция железнодорожного пути состоит из рельсошпальной решетки, уложенной на балластную призму, которая распределяет нагрузку на грунт. Такая конструкция "пространственно-мягкая", то есть подвижная.
Новая же конструкция безбалластного пути, наоборот, за счет своей конструкции состоящей из армированного бетонного "пирога", является "пространственно-жесткой". Помимо жесткости, безбалластный путь обладает повышенной прямолинейностью, сохраняющейся долгое время.
Конструктивно безбалластный путь - это полушпалки объединенные стальной арматурой, которые устанавливаются в проектные точки на подготовленное жесткое бетонное основание и заливаются высокосортным бетоном.
Формируемые плиты имеют разрывы, которые снижают негативные влияния температурных напряжений в разное время года. Также, при необходимости, их можно заменить.
Ниже жесткого основания размещается водонепроницаемый слой, а под ним - снова бетонная плита из морозостойкого бетона.
Сейчас специалисты "гоняют" по экспериментальному кольцу грузовой поезд повышенного веса в 8000 тонн и через установленные датчики постоянно мониторят состояние конструкции, а также проверяют геометрию безбалластного пути, тем самым проверяя как конструкция ведет себя под воздействием пропущенного тоннажа.
Цикл испытаний состоит в подтверждении заявленных характеристик и отсутствии расстройства пути после пропуска 600 млн тонн брутто с установленными скоростями.
Какой эффект он подобной конструкции помимо заоблачной цены:
✅ повышенная плавность хода за счет прямолинейности как в плане так и в профиле;
✅ увеличенный срок службы - заявленный жизненный цикл составляет 60 лет;
✅ отсутствие текущих эксплуатационных расходах, что очень критично на участках с пассажирским движением, где возникают сложности с предоставлением технологических перерывов в движении поездов для производства путевых работ;
✅ ремонтопригодность – плиты можно менять отдельно, при необходимости;
✅ возможность движения на скоростях до 400 км/ч*.
*что касается скоростей, то осталось ЭП2Д на советских тележках разогнать со 120 существующих до 400 км/ч 😁