Найти в Дзене

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом" Часть 3. Интерьеры Иеронима Корсини. Парадная анфилада

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с началом истории про Фонтанный дом:

Шереметьевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом" Часть 2. Дворец при Николае Петровиче и Прасковьи Жемчуговой. История их любви.

Дмитрий Николаевич - сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой осиротел в возрасте шести лет. Малолетнему графу определили попечителей, он получил хорошее образование, успешно шел по службе - как и в армии, так и в придворной службе.

При Дмитрии Николаевиче появилась поговорка “жить на Шереметевский счет”. На деньги графа в середине XIX существовали: храмы, обители, гимназии и приюты. А в домах Дмитрия Николаевича проживало огромное количество друзей, однополчан и людей искусства, которые жили на деньги Шереметева.

В 1820-ые годы Шереметев приютил в Фонтанном доме О.А. Кипренского. Который жил там почти пять лет и в это время написал портрет графа Д.Н. Шереметева на фоне анфилады дворца. А в 1827 году во дворце на реке Фонтанке О.А. Кипренский написал самый известный портрет А.С. Пушкина.

Альтруизм графа привел к печальным для него последствиям. Сохранилось большое количество воспоминаний современников о том, что графом просто пользовались. Его сын пишет:

«Многие упрекали его в стремлении отдалиться, - пишет сын. – Он, действительно, избегал знакомств и встреч, особенно, в последние годы. Отчасти это объясняется тем, что ему трудно было просто показаться на улице. В Москве его стерегли на разных перекрестках, следили за его прогулками и набрасывались на него с различными просьбами и вымогательствами. Было время, когда весь Воздвиженский* дом (*в Москве, на Воздвиженской улице – автор) наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами. Ни одной квартиры не сдавалось внаем, а вдоль решетки дворца, выходящей на Никольскую улицу, ютились лавки торговцев старыми книгами.»

А родственница графа Дмитрия Николаевича В.П. Шереметева пишет о Фонтанном доме так:

«... Бедный молодой человек, очень жалок, как его воруют, просто ужас. Представьте, что его доход ему недостаточен, он почти всегда дома и с ним люди и те, кто у него живет (так как у него большое количество живущих), до того овладели им, что он не может сделать шагу без них... У него нет больше ни копейки денег на расход, и, чтобы жить, он уже занял 2 миллиона рублей. Можно ли видеть что-либо ужаснее».

Д.Н. Шереметев активно занимался благотворительностью. После освобождения крестьян, когда его личные доходы значительно уменьшились, ему пришлось сократить расходы. Но в первую очередь он начал экономить на своих личных нуждах, всячески стараясь отдавать на благотворительность прежние суммы.

С Дмитрием Николаевичем связан расцвет Шереметевских усадеб. В Фонтанном доме строятся служебные флигели. В 1838 году по проекту итальянского зодчего И.Д. Корсини была создана чугунная ограда с воротами, выходящими на Фонтанку. Ограда украшена гербом семьи Шереметевых.

В 1867 году по проекту Н.Л. Бенуа был построен служебный флигель (Фрейлинский) с воротами, которые также были украшены гербом Шереметевых. Над гербом на воротах северного флигеля надпись - Deus conservat omnia (Бог сохраняет все). Этот латинский девиз выбрал для себя сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев.

При Дмитрии Николаевиче во дворце было создано новое оформление внутренних интерьеров. Всеми работами руководил архитектор И.Д. Корсини.

Корсини создал и новую отделку парадной лестницы, на которую был помещен парадной портрет генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева работы крепостного художника И.П. Аргунова. А на других стенах этой лестницы были размещены чепраки и помпоны с парадного убранства коня фельдмаршала. Эти детали не сохранились.

античная гостиная
античная гостиная

Античная гостиная в парадной анфиладе была создана на месте спальни отца Дмитрия Н.П. Шереметева В оформление гостиной присутствует древнегреческие мотивы. Комнату украшают барельефы на античные сюжеты и различные греческие орнаменты. В конце XIX века помещение использовалось как Парадная столовая, а также оно служило экспозицией уникальных изделий из серебра, каждое из которых существовало в единственном экземпляре.

-3

На месте кабинета Н.П. Шереметева Корсини создал Белую столовую. Ее стены были отделаны искусственным белым мрамором и расписаны живописью. А потолочные кессоны были расписаны арабесками. Живопись до наших дней не сохранилась, но уцелел камин тех лет.

-4

Лепная гостиная обращает на себя внимание декором в стиле неоренессанса. Стены и потолок украшены лепным узором, который издалека напоминает настоящее кружево. В конце XIX века эта комната стала портретной галереей дома Романовых. До сих пор в этой комнате сохраняется портрет Екатерины II.

-5

Белая гостиная поражала современников изысканностью своего убранства. Стены гостиной были затянуты жемчужным штофом, а декоративные детали и лепнина потолка были позолочены.

Рядом с Белой гостиной была Золотая гостиная. Она поражала обилием золота: потолок и карнизы были богато украшены сусальным золотом. Стены были покрыты желтым штофом. В декоре потолка переплетаются не только растительные орнаменты, но и сказочные герои и птицы.

-7

Самым оригинальным интерьером, который был создан Корсини стала Этрусская гостиная. Про нее современники писали, что по оригинальности замысла и своеобразия воплощения декора этому интерьеру нет аналогов в Санкт-Петербурге. В декоре этого помещения были использованы мотивы росписи этрусских ваз, которые были найдены при раскопках в Этрурии (современная Италия). Это гостиная служила музыкальным салоном, в ней была потрясающая акустика.

Фонтанный дом долгое время был музыкальным центром столицы. В нем побывали такие музыканты как: М.И. Глинка, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, певица Полина Виардо, А.Г. Рубинштейн и многие другие.
Мебельный гарнитур Этрусской гостиной специально был выполнен в греческом стиле.

-8

Замыкали анфиладу Зеленая и Малиновая гостиные. Название они получили по штофной обивке стен. Эти интерьеры в стиле второго барокко являются самыми поздними работами Корсини во дворце. Они были созданы в конце 1840-ых годов для первой супруги графа А.С. Шереметевой. Она использовала эти комнаты в качестве кабинета и будуара.

-9

Рядом с Зеленой и Малиновой гостиными находились кабинет и спальня Дмитрия Николаевича. Кабинет сохранился и после смерти Д.Н. Шереметева. Его сын Сергей Дмитриевич вспоминает:

«Мой отец занимал всегда одну только комнату... верхнего этажа окнами в сад против образной. В ней прожил он несколько десятков лет. Перегородка отделяла его кабинет от уборной.
Убранство комнаты было самое простое. На стенах висели литографированные виды Иерусалима и Москвы. Портретов не было никаких, ни на стенах, ни на письменном столе. Исключение составлял только висевший около стола портрет государя Александра Николаевича с собственноручною его надписью «Старому товарищу»...У стены большой, широкий диван со спинкою и подушками зеленого репса, который мог служить и постелью».

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом" Часть 4. Дворец в начале XX века. Архивные фото

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом" Часть 5. Дворец в XX веке. Дом занимательной науки. Арктический институт. Анна Ахматова.

И обязательно ознакомьтесь:

Шереметьевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства

Петергофская дорога. Усадьбы. Дача Демидовых, Новознаменка, Дача Миниха

Дворец Великого Князя Михаила Александровича. История владельцев. Как выглядит дворец Великого Князя в наши дни?

Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".