По данным Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР и локальной переписи 1920 г. общее количество учителей-кряшен составляло около 20 тысяч человек. После революции, «лучшая часть учительства», получившая свое образование в кряшенских учебных заведениях, помимо преподавательской деятельности в школах, начала заниматься культурно-просветительской работой, помимо прочего, «создавая хоры из учащихся с разучиванием светских песен (с.Шеморбаши, Б.Савруши, Дюсьметьево, Яныли Мамадышского уезда, Янсовары Лаишевского уезда и т.д.)».
В связи с актуальностью вопроса, в первые годы после революции 1917 г. ставился вопрос об организации специального музыкального учебного заведения для подготовки национальных учителей музыки и пения. В 1918 г. В.М. Айонов представил проект в коллегию МУЗО Наркомпросса РСФСР, который после долгих споров был одобрен. Заведующим Центральной Восточной музыкальной школой был назначен сам бывший военный капельмейстер. В 1919 г. в школу принимались: в подготовительную группу – учащиеся от 8 до 12 лет, в первую ступень школы – от 12 до 16 лет, во вторую ступень – от 16 до 20 лет. В том же году открывается филиал для солдат Красной Армии, а в 1920-1921 гг. по решению Татревкома в татарских районах открывают и другие филиалы данной школы.
Для привлечения учащихся из отдаленных районов Казанской и соседних губерний была создана вербовочная комиссия. В результате уже к концу нового учебного года в школе насчитывалось: 214 учащихся татар, 86 кряшен, 77 чувашей, 41 мариец, 15 удмуртов. Для приезжих функционировал интернат.
В связи с открытием высшей третьей ступени обучения музыкальная школа переименовывается в Высшую Восточную музыкальную школу, а с 23 июля 1921 г. Постановлением Совнаркома ТАССР – в Казанскую Восточную консерваторию. Вместо двух факультетов становится пять: теории и композиции, струнный, духовой, фортепианный, факультет сольного пения и музыкально-этнографический. Раз в месяц в консерватории проходили научные собрания, на которых выступали с докладами общего музыкально-этнографического характера. Так, видный музыкант-этнограф, преподаватель хорового пения Восточной консерватории, впоследствии хормейстер Большого театра в Москве и Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля в Казани – Гаврилов Василий Семенович (1888-1947), уроженец с.Актау (Белая гора, Покровское, Большое Афанасово) Чистопольского уезда Казанской губернии, занимавшийся сбором и пропагандой музыкального фольклора и переложением на ноты старинных кряшенских песен, выступил с докладом «О кряшенском песнетворчестве».
В дальнейшем при консерватории были открыты два филиала, где обучалось свыше 100 человек татар, кряшен, чувашей, удмуртов. Первый филиал, созданный специально для татар, находился в доме бывших Педагогических курсов на ул. Тукаевской, второй расположился в помещении Кряшенских педагогических курсов.
27 ноября 1921 г. директором Восточной консерватории был назначен Н.В. Никольский. Кроме педагогической работы каждый из преподавателей занимался научной деятельностью. Например, Н.Ф. Катанов составил краткий педагогический курс о поэзии кряшен, татар, башкир и других народностей Востока; Н.В. Никольский опубликовал книгу по истории народной музыки у народностей Поволжья и др.
Однако музыкальное академическое образование на определенном историческом этапе оказалось не востребованным. Восточная консерватория была официально расформирована в феврале 1922 г., а 11 марта 1922 г. согласно Постановлению СНК РСФСР объединена с Казанской государственной двухступенной музыкальной школой и преобразована в Восточный музыкальный техникум.