Найти тему

Яна Вагнер «Вонгозеро. Эпидемия. Живые люди»

После пандемии, что мы пережили в 2020 году, антиутопия и глобальная катастрофа как темы стали чуть ли не ведущими в искусстве. О писателях или режиссерах, которые к тому времени УЖЕ сочинили свои фантастические произведения заговорили как о провидцах. Не избежала сей участи и Яна Вагнер, которая еще в 2011 году написала первую часть книги «Вонгозеро». Когда же в 2020 или 2021 году права на сериал по роману выкупила одна из популярнейших стримингоых компаний о писательнице заговорили во всем мире.

Как-то так получилось, что сериал я посмотрела сразу, а вот книгу прочитала только сейчас.

Прежде всего, надо сказать, что сериал и роман совершенно разные. Да, герои Вагнер, идея тоже, но вот реализация другая. Сериал более динамичный, более жесткий и жестокий, какой-то «голливудский», пожалуй. Безусловно, книга мне понравилась больше. Хотя бы тем, что многие бытовые детали происходящего Вагнер действительно как будто предвидела.

«Эпидемия» повествует о начале непонятного заболевания, симптомы которого так напоминают пережитую нами «корону». Мало кто верит в то, что эпидемия перерастет привычный для осеннего периода предел. И тем более никто даже мысли не допускает о том, что могут закрыть выезды из города, что поставят кордоны, что нельзя будет «договориться» и попасть в Москву. Яна Вагнер сумела прочувствовать, что случится с людьми, оторванными этими самыми кордонами от всего мира, когда перед каждым человеком встанет вопрос выживания. Открыть дверь соседям? А родным? Выйти в магазин, когда в доме уже ничего не осталось? Или кормить маленького сына последней банкой варенья? Как чувствуют себя те, кто остался ЗА чертой карантина? Вирус к ним пока не проник, в магазинах есть продукты, на заправках – бензин. ПОКА все есть. Но в воздухе уже веет опасностью.

Герои – Аня и Сергей – принимают решения покинуть свой дом в пригороде, пока к ним не докатилась волна заболевания и отправиться  в Карелию, в заброшенную рыбацкую хижину. Аня – вторая жена Сергея, в Москве остались Ирина с маленьким сыном Сергеем. Перед самым отъездом, когда кордоны естественным образом пали, герой успевает забрать первую жену с ребенком. Разношерстной компанией – две жены, двое детей, отец, соседи, друзья – они отправляются в долгий и трудный путь из Подмосковья в Карелию.

Один из ключевых моментов романа не сборы в дорогу, не сам путь – прощание героев с домом.

«Выключив везде свет, мы немного постояли в прихожей, у самой входной двери. Сквозь большие окна по-лунному мягко заглядывал неяркий уличный фонарь, отбрасывая на светлый, в паутине мокрых следов пол вытянутые бледные тени. В дальнем углу коридора белел какой-то смятый, забытый листок бумаги. В небольшой лужице подтаявшего снега у нас под ногами мокли ненужные теперь тапочки, и почему-то их было пять штук, именно пять, и я наклонилась, чтобы собрать их, потому что нужно было найти шестой, обязательно нужно, он наверняка где-то здесь, и составить аккуратно, парами.
– Аня, – сказал Сережа у меня за спиной.
– Сейчас, – ответила я, сидя на корточках и заглядывая под калошницу. – Я только…
– Не надо, – сказал Сережа. – Брось. Пойдем.
– Ну подожди полсекунды, – начала я, не оборачиваясь, – я… – и тогда он положил руку мне на плечо.
– Вставай, Анька, всё, – и когда я поднялась и взглянула ему в лицо, улыбнулся: —Ты как капитан, последним покидающий судно».

Тапочки эти как символ уходящей жизни. Ничто уже не будет, как прежде. Никогда.

Первая книга – об трудностях в пути, о долгой дороге. Дорога должна привести к спасению. Так ли это будет на самом деле? И не станет ли тогда эта дорога ИСКУПЛЕНИЕМ? Ведь грехов у каждого достаточно. У Вагнер нет положительных персонажей. Ее герои – просто люди. Поэтому вторая книга о жизни на озере, вдали от цивилизации, вдали от разрушенного мира называется «Живые люди». «Живые» - потому, что добрались, потому, что не заражены. «Живые» - потому, что ничто человеческое – ни ревность, ни лень, ни праздность, ни зависть – им не чуждо.

Вопросов Яна Вагнер перед читателями ставит много.

Возможно ли в пределах одного города сохранить подобие порядка, не допустить на его территорию посторонних, изолировать жителей? Можно ли тогда, когда твой мир рушится, сохранить доброту и справедливость? Нужно ли поддерживать отношения с другими выжившими или лучше изолировать себя, семью от остальных, чтобы снизить риск заболевания? Останется ли верным принцип помощи другому, когда другой человек нуждается?

«Самое ужасное было то, что мы оба — и я, и человек, просивший меня о помощи, знали, что я права, что я имею право отказать ему, и поэтому мне хватило одной фразы, чтобы заставить его замолчать, поэтому он не настаивал и сразу ушел; но то, что мы оба знали это, не отменяло того, как гадко, как невыносимо скверно я себя чувствовала, и никакая логика не могла этого исправить».

Но ни на один из вопросос ответа мы не получим, потому что в условиях пандемии каждый сам для себя устанавливает моральные границы.

И это самый страшный вывод, к которому мы приходим после прочтения книги.

Начало романа – смерть матери. Как оборванная нить семьи, что олицетворяет собой  разрушение жизни. И – СПОЙЛЕР – концовка – Ирина ждет ребенка, а дети – это всегда надежда на будущее.

Так, может, у человечества все-таки есть шанс выжить?