Несколько лет после женитьбы Великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна жили душа в душу. Что вызывало зависть у двора. Интриги императрицы и ее верных приспешников посеяли недоверие между великокняжеской четой и привели к появлению фаворитки.
Умна, но совершенно некрасивая
Екатерина Ивановна Нелидова была из небогатой дворянской семьи, и уже в шесть лет ее отдали в только что организованный Институт благородных девиц в Петербурге – Смольный институт. Там девочка провела 12 лет. Екатерина была в первом выпуске института - 1775 года. За успехи она была награждена золотой медалью «второй величины» и вензелем императрицы.
Девушка была небольшого роста и изящна, но далеко не красавица. Фрейлина императрицы Екатерины II, графиня Варвара Головина, так описывала Нелидову:
«Это была особа небольшого роста и совершенно некрасивая - смуглый цвет лица, маленькие узкие глаза, рот до ушей, длинная талия и короткие кривые, как у таксы, ноги… Но она была очень умна, обладала талантами и, между прочим, хорошо играла на сцене».
На выпуске присутствовала Екатерина II. Живым умом, остроумием, изящными манерами и природной грацией девушка привлекла внимание императрицы. Она назвала Нелидову «феноменом» и подарила ей бриллиантовый перстень. Девушку сразу же определили фрейлиной к первой супруге Павла Петровича, Наталье Алексеевне, а после ее смерти Екатерина стала фрейлиной и Марии Фёдоровны.
Павел Петрович считал фрейлин пустыми созданиями, которые заняты только туалетами и сплетнями и наушничают его матери. Так же, как и супруг, к ним относилась и Мария Федоровна. Поэтому несколько лет они держали фрейлин на расстоянии. В 1781-1782 годах супруги совершили путешествие в Европу (под именем графа Северного). В поездке их сопровождала, в том числе, и Нелидова.
В условиях путешествия Великокняжеская чета стала больше общаться со своими сопровождающими. И тут Павел Петрович сделал неожиданное открытие: не все фрейлины пустышки и глупышки. Среди них, оказывается, встречаются и интересные особы. Например, фрейлина Нелидова умеет не только чётко сформулировать свои мысли, но и очень остроумна. А еще она в разговоре всегда смотрит прямо в глаза, а это говорит о ее прямоте и честности. Павел Петрович всегда прямо глядел в глаза собеседнику, а Нелидова выдерживала его взгляд и никогда не прятала глаз.
После возвращения из путешествия их беседы не прекратились. Поддавшись дворцовым интригам, Павел отдалился от супруги, а ему так был необходим умный собеседник, которому можно доверять. Ей и стала Екатерина Нелидова.
Сначала Мария Фёдоровна не придавала этому значения – она была уверенна в верности мужа, к тому же, Нелидова хоть и была умна и остроумна, но женскими прелестями не обладала. Зато в окружении императрицы их частые общения вызвали повышенный интерес и насмешки: этот «праведник» не устоял и связался, только подумать! с самой некрасивой девушкой из всех возможных!
А была ли любовь?
Между тем, многие считают, что отношения Павла Петровича и Екатерины Нелидовой носили чисто платонический характер. Он продолжал с уважением относиться к Марии Федоровне, но ее мир тихого немецкого благополучия, ее повседневные заботы и покорность мужу, неумение спорить и отстаивать свои взгляды стали скучны для Павла Петровича. А с Нелидовой можно было говорить о чем угодно, и даже спорить.
К Нелидовой Великий князь относился не просто по-дружески, а по-рыцарски, и отношениями с ней очень дорожил. Когда знать начала третировать Нелидову из-за их отношений, Павел обратился с письмом к императрице, прося о ее вмешательстве. Он писал:
«…мне надлежит оправдать невинное лицо… Клянусь ещё раз всем, что есть священного. Клянусь торжественно и свидетельствую, что нас соединяла дружба священная и нежная, но невинная и чистая. Свидетель тому Бог».
Стоит ли говорить, что дружба между супругом и ее фрейлиной очень не нравилась Марии Федоровне, хотя интимные отношения между супругами не прекратились, о чем говорят регулярные роды все последующие годы.
Весной 1792 года у Павла Петровича и Марии Фёдоровны произошла бурная ссора из-за Нелидовой, после которой Великий князь уехал в Гатчину, а его супруга осталась в Петербурге. В июне Мария Фёдоровна родила дочь Ольгу, а Екатерина Нелидова решила удалиться и подала императрице прошение об отставке. Прошение было принято. Ей выплатили денежное вознаграждение, была назначена пожизненная пенсия и было дозволено поселиться в Смольном институте.
Павел Петрович был страшно огорчен, а Мария Фёдоровна увидела в ее поступке «комедию». Но вскоре она изменила свое отношение к Нелидовой. Она поняла, что длительные беседы девушки с Павлом оказывали успокаивающее действие на мужа с его взрывным характером. Она поняла, что Екатерина Ивановна действительно была преданным другом их семьи. А ведь у них с Павлом друзей было совсем немного.
Поэтому, несмотря на отставку, отношения между Павлом Петровичем и Нелидовой продолжились. Хотя, правильнее сказать, это были уже отношения Нелидовой с Великокняжеской четой – она стала настоящим другом семьи. Так, лето 1794 года она провела с ними в Павловске.
Отношения после вступления Павла на престол
Отношения между Марией Федоровной и Екатериной Нелидовой после вступления Павла на престол укрепились ещё более – они стали настоящими подругами, и уже навсегда. Император даже пригласил её жить в Зимнем Дворце, где для нее были подготовлены апартаменты. Екатерина Ивановна осталась жить в Смольном, но приезжала во дворец. Порой и император навещал ее со своей свитой. О ней опять стали судачить как о «всемогущей фаворитке», которая оказывает влияние на императора.
А Екатерина Ивановна действительно влияла на императора. Она могла незаметно для других, какими-то жестами, усмирить гнев императора или смягчить его резкость. Она неоднократно ходатайствовала за людей, подвергшихся опале, и рекомендовала знакомых, в преданности которых государю она была уверена. При этом она никогда ничего не просила для себя, даже неоднократно возвращала дорогие подарки.
Павел Петрович действительно прислушивался к советам Екатерины Нелидовой, так как был уверен в ее честности и прямоте. Мария Фёдоровна тоже нуждалась в обществе своей бывшей фрейлины – в ее присутствии и ей становилось спокойнее.
Конечно, такое влияние на императорскую семью не нравилось многим. Опять начались придворные интриги, главным инициатором которых стал граф Кутайсов, которого император неосторожно приблизил к себе. Самолюбивого императора удалось убедить в том, что Нелидова и супруга полностью его подчинили, что при дворе судачат, что правит не он, великий самодержец, а эти две женщины. И при этом Кутайсов познакомил императора, а фактически, «подсунул» ему, 21-летнюю Анну Лопухину. Император увлекся. Екатерина Ивановна и Мария Федоровна были отправлены со двора.
Когда в результате заговора Павел I был убит, привычные спокойствие и выдержка оставили Нелидову. Она требовала расследования и наказания негодяев-убийц. За несколько дней она постарела и поседела – знакомые были потрясены происшедшей в ней переменой.
Екатерина Ивановна Нелидова прожила после смерти Павла Петровича еще тридцать восемь лет. Бывшая фрейлина и вдовствующая императрица часто виделись. Они любили сидеть вдвоем в полумраке, разговаривать и плакать, вспоминать дорогого им обеим мужчину.
Умерла Екатерина Нелидова в 1839 году, в возрасте 82 лет, похоронена на кладбище Большой Охты напротив Смольного института. Сразу после смерти дневник Нелидовой был конфискован и доставлен Николаю I. Больше его не видели.
Еще при ее жизни у сына императора Павла I, императора Николая I, возникли любовные отношения с племянницей Екатерины Ивановны, тоже фрейлиной - Варварой Аркадьевной Нелидовой, которые длились 23 года. Но это уже другая история.
Другие статьи по теме: