Потеря связи Восточной Руси с Русью Балтийской произошла во времена Владимира Святого, а затем продолжилась во времена его сына Ярослава. Ярослав помог ляхам начать освоение Мазовии, тем самым отрезав новоиспеченной Ляхией полабско-поморских русов.
При наследниках Аттилы Западная Русь была подвергнута влиянию воллинцев. Историки спорят до сих пор: кто жил раньше и где дулебы, потом бужане, затем волыняне или наоборот? А тут все просто: дулебы это полебы-полабы, а волыняне это воллинцы.
Кто такие воллинцы? Они происходили из южно-балтийского города Волина, что в Поморской Руси. Сейчас он находится в составе Польши, на острове Волин в устье Одры. Официально считается, что город был образован в 8-м веке. О нем упоминал как Баварский географ (9-й век), так и Адам Бременский в "Деяниях священников Гамбургской церкви" (11-й век).
Это был крупный ремесленный и торговый центр, в который съезжались купцы из Руси, Византии, Азии и др. Там было древнее святилище славян. Оттон Бамбергский нашел в этом храме священное копье.
Адам Бременский утверждал, что воллинцы владели прибрежными землями Швеции (южная часть).
Во времена Цезаря и Тацита завислянских славян называли германами, а вот позднее, их переименовали в готов. В переводе со своей варварской латыни, франкские монахи передали это слово тевтонским и скандинавским монахам. Ту часть Швеции, которой владели воллинцы, монахи назвали Готландией, а остров Готландом. Саксонцы этот остров называли Выспою.
Получается воллинцы и были теми варягами, которые жили как на южном берегу Балтики, так и в Южной Швеции, Дании. Видимо поэтому Иордан и выводил готов из Скандии, где жили славяне-воллинцы. Правда он на свой манер так назвал этот остров Скандией, а земля могла называться и по иному: Сканец или Сканецкая. Юг Швеции еще в 19-м веке назывался по-латыни Scania, а немцы его называли – Schonen.
По мнению историка Венелина:
"...Еще во время Владимира Великого Белоруссия была управляема от имени воллинцев Рогволодом..."
Историк также считал, что еще со времен Олега и Игоря начал "...утверждаться враждебный дух против воллинцев..." И только Владимир Креститель отобрал у воллинцев юго-западную Русь, а эта территория частично и называется сейчас Волынью.
Во времена Цезаря рядом с Волиным располагался город Винета и жили там винетяне. Цезарь о них сообщал:
«Власть винетян распространяется далеко на все приморские места тех стран, потому что больше всех имеют кораблей, на которых обыкновенно плавают в Британию;...все почти племена, пускающиеся в это море (живущие при этом море), дают им дань».
Адам Бременский называл этот город Юмной и утверждал, что город расположен "...за лютичами, которых иначе зовут вильцами..."
При упоминании Винеты, которую, в своей "Славянской хронике" Гельмольд из Босау называл Юмнетой, имеется следующее сообщение:
"Там где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются. Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры..."
Получается, этот хронист четко отделял поморских и полабских славян от жителей Полонии, то есть Польши.
Русский историк 18-го века М.Д.Чулков в "Историческом описании российской коммерции" сообщал, что город Винета, существовал "за несколько столетий до Троянской войны".
По мнению Венелина варяги в бытность своего пребывания в России:
"...сделали поселения в Новгороде, то и чухонцы называли их веннелайне...; но они не делали или не умели делать различия между двумя близко сродными племенами, варяжским и русским, так что и доселе не перестали новгородцев называть веннелайнами..."
Завислянских славян (венедов, варягов) теснили саксы, франки, которым также помогали и новоиспеченные ляхи. Из-за раздоров и союзов одних славян с саксами против других славян, которые дружили с франками, в итоге подошел конец владычеству славян в Центральной Европе.
Считают, что присоединение Волыни и Галичины к Руси Киева нанесло существенный удар по воллинцам. Кстати, должен сказать, что уже потом в 11 и 12-м веках будет прослеживаться связь западных князей Руси, как с поморянами, так и с полабами. Значит, память была.
При Владимире Крестителе, по сути, начался процесс, направленный на прекращение прямой связи Руси Новгородско-Днепровской с Поморской и Полабской Русью. Этот процесс затянулся и происходил еще и во времена Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого (Чародея).