1362 год
Восточная Европа
В марте 1362 года большое войско Тевтонских рыцарей с пилигримами из Англии, Италии, Чехии, Силезии, Франции, Дании, Вестфалии, других германских земель, выступило походом на Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. Целью похода был замок Ковно, резиденция правителя Жемайтии князя Кейстута.
Войско вел магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде (исполнял должность магистра в 1352-1382 гг.). Вместе с ним войско вели великий комтур Ордена Люпус де Балдерхейм и великий маршал Ордена Хённинг Шиндекопф. К тевтонским рыцарям с рыцарями ливонского Ордена присоединился Арнольд фон Фитингоф (исполнял должность магистра Ливонского Ордена в 1360-1364 гг.).
Объединенное войско на кораблях подошло к Ковно и на третий день начало окружать город.
Правитель ВКЛ великий князь Ольгерд (правил в 1345 – 1377/1380 гг.) с князьями Кейстутом и Патриком 18 марта попытались разбить немцев, но в сражении под Ковно литовцы потерпели поражение.
29 марта союзники приступили к полномасштабной осаде замка. Обороной Ковно руководили князь Гедройцкий и Гурд Гинвиллович.
Замок Ковно был выстроен из камня, имел высокие стены и многочисленный гарнизон. Потому немцы стали строить осадные машины. Однако в замке также оказалось много метательной техники, что сильно досаждало союзникам в работе с осадной техникой.
Однако мастера Ордена проявили настойчивость и показали умение. В частности, тевтонские мастера с помощью машины, которой назвали тумелер* сбросили башню со стены замка, стоявшей на берегу реки Неман. С помощью другой машины, выстроенной Матиасом, мастером из Кёнигсберга, разрубили башню над рекой Нерга и повредили часть оборонительной стены. Марквард из Мариенбурга и Матиас из Кёнигсберга построили машину такой же высоты, что и сам замок, от рва до кончиков крыши. По приказу магистра мастера Ордена выстроили ступенчатое строение вровень со стеной, по которому можно было бы забираться на стены замка. Когда это строение с перекидным мостом на вершине начали продвигать к стене замка, защитники Ковно с помощью брусьев, которые они высовывали за стены, мешали продвижению этого строения и не давали опустить мост с него на стену замка. По приказу магистра осаждающие делали подкопы, били стены таранами, метали зажигательные снаряды в замок.
Вылазка литовцев к башне у Нерги закончилась тем, что Марквард из Мариенбурга со своим отрядом сбросил их в реку Нерга. Тем временем воины Тевтонского Ордена и пилигримы из германских земель сумели с помощью осадной техники разрушить одну из стен и захватить предместье. Во время этого прорыва возник сильный пожар, который поглотил не только большое количество защитников, но и часть немецких воинов. Сгорел рыцарь Ордена фон Морунген, пилигрим из Германии Иоанн де Кзено и ряд других воинов и рыцарей. В захвате предместья отличились граф де Спронхейм со своими, граф Герхард де Вирнеборг, два брата Гоенлое со своими оруженосцами и воинами. Георгий фон Хиртенберг с отрядом из Рагниты.
Когда за 14 дней беспрерывных атак и работы осадной техники, целостность замковых стен была нарушена, магистр отдал приказ готовить общий штурм Ковно. Заработали камнемётные машины, тараны крушили стены, ускоренными темпами расширялись подкопы, чтобы обрушить стены и башни Ковно.
11 апреля немцы попытались ворваться в замок через пролом, сделанный отрядом из Мариенбурга. Однако литовцы стрелами ранили многих немцев и отбили их атаку.
В среду 14 апреля князь Кейстут предложил переговоры. Винрих фон Книпроде согласился на них. Состоялась встреча магистра Тевтонского Ордена и правителя Жемайтии, но она закончилась ничем. О мире договориться не удалось.
В замке же нашлись предатели. Литовский боярин Гилгуд Генехут прислал к союзникам своего русского слугу по имени Михаил. Тот сообщил, что у защитников большие проблемы с продовольствием, но они готовы стоять до конца.
Магистр приказал поставить башню из дерева высотой со стену замка у пролома, сделанного мариенбургцами, придвинуть её к стене и поджечь. Возник сильный пожар, в ходе которого пострадала часть защитников замка. На месте сгоревшей башни начали возводить новое строение, по которому штурмующие могли бы ворваться в замок. В разгар этих работ комтур из Кёнигсберга заметил, что часть стены замка наклонилась в сторону осаждающих и вот-вот рухнет. Он приказал своим воинам бежать от стены. Когда же стена рухнула, союзники устремились на штурм через пролом. Союзники набросали во внутренние помещения замка много горючих веществ и подожгли. Вспыхнул сильный пожар, который охватил весь замок. В огне сгорели не только защитники, но и много воинов союзной армии, не успевших покинуть замок до того, как разгорелся огонь. Это были воины и рыцари, которые прорвались во внутренние помещения замка в надежде пограбить.
Таким образом, 16 апреля (вар.: 17 апреля) Ковно пал. В огне пожара погибло множество защитников. Попытки защитников прорваться из замка через ворота к реке Нерга были отражены отрядом Генриха, комтура из Рагниты. Отряд Бурхарда фон Мансфельда убивал тех, кто пытался спускаться вниз со стен. В плен взяли лишь Вайдату (Войдату), сына Кейстута, и 36 литовских бояр. Всех прочих убили. Всего за стенами замка было убито до 600 литовских воинов. В замке сгорело ещё около трех тысяч. Если верить орденскому источнику союзники потеряли убитыми 200 человек. Из них семь ливонских рыцарей и 20 воинов из Ливонского ордена.
В воскресенье, 18 апреля Варфоломей, епископ Самбийский, отслужил торжественную мессу в честь победы.
19 апреля, разрушив остатки Ковно, союзники пошли к замку Писта. Нашли его пустым и сожгли. Ольгерд и Кейстут шли следом за союзниками и набегами тревожили их арьергард.
Союзники же от Писта пошли к замку Велюон, который и взяли в ходе четырёхдневного штурма. Отсюда ушли в земли Ордена, в Мальборк.
* В оригинале: tumeler. С латинского это можно перевести как оскорбление. Интересно, какое слово было в немецком оригинале.
(Источники: Анналы Тевтонского ордена, Виганд из Марбурга, Герман Ватберг, Муриниус, Стрыйковский, Торнский анналист)