Найти в Дзене
Смысл и логика

Как вытянуть за уши проблемный отчет? Переделываем отчетную презентацию за 6 шагов

Оглавление
Как сделать отчет, когда у вас проблемы с показателями?
Как сделать отчет, когда у вас проблемы с показателями?

В 2019 году я написал статью про 8 советов, как сделать крутую отчетную презентацию. Пришло время углубить тему и поделиться новыми знаниями.

Итак, вам нужно сделать итоговую отчетную презентацию по проекту или за год, но у вас серьезные проблемы с показателями, допустим, их не удалось достичь 🤷🏻‍♀️.

Меня зовут Евгений Ли. Я эксперт по презентациям и контент-маркетингу. В этой статье я постараюсь помочь справиться с этой ситуацией. В конце статьи будет пример.

1. Не паникуйте, но основательно подготовьтесь

Я занимаюсь презентациями уже более 10 лет. За это время приходилось работать даже с самыми провальными ситуациями на первый взгляд. Но с любыми случаями можно работать.

Главное соблюдать несколько принципов:

  1. Не врать и не манипулировать фактами. Любая ложь на раз вскрывается, потому что всегда найдется заинтересованный и компетентный «доброжелатель»
  2. Не пытаться скрыть проблемы. Часто интуитивно хочется скрыть проблемы за ярким «ворохом побед». Поэтому в такой презентации сначала идут условные достижения, а потом в конце про проблемы. Однако, при плохих раскладах достижения выглядят блекло и их люди проматывают, чтобы быстрее добраться до сути.
  3. Отойти от стандартных шаблонов. Все шаблоны презентаций делают под стандартные же ситуации, когда все хорошо. А у вас нехорошо, поэтому шаблоны не подходят по определению. Придется подумать и пособирать сценарий и наполнение с нуля.

Материал в этой статье оригинальный, ничего подобного вы не найдете в книгах про презентации, поверьте.

2. Опишите ситуацию «До»

Хорошо ли вы помните, что лично с вами происходило в начале 2021 года? А как вообще прошел тот год для вас? А если задать вопрос вашим трем близким или знакомым, как они считают, что с вами происходило в начале 2021 года и как вообще прошел для вас тот год? Совпадут ли их ответы между собой? Уверен, что нет.

Примерно точно также люди на работе по-разному помнят ситуацию на начало вашего проекта или отчетного периода. У каждого из них своя картина в голове, причем, чем больше людей, тем более контрастной будет картина.

Один будет считать, что все было нормально, другой скажет, что были проблемы, третий вспомнит какую-то конкретную проблемную ситуацию, четвертый – вообще ничего не вспомнит.

Отчетная презентация начинается с начальной точки отсчета.

Рассказ в презентации возникает между двумя точками: до и после

Если у вас нет ЕДИНОЙ начальной точки, то вы НЕ сможете собрать аудиторию к единой финальной точке. У всех читателей должен быть в голове единый контекст на момент начала презентации. Иначе вся логика развалится по дороге к финишу.

Отчетная презентация строится по принципу «было-стало»
Отчетная презентация строится по принципу «было-стало»

Чтобы начать правильно структурировать отчетную презентацию, в начале опишите ситуацию на момент старта проекта или отчетного периода.

Вот несколько подсказок, как это можно сделать:

  1. Что было с результатами? Насколько они были хорошими? Был ли тренд на падение или на рост?
  2. Какие были главные проблемы или барьеры, с которыми надо было справиться? Какие были риски и в чем они состояли?
  3. В какие гипотезы все верили и почему? На что делали ставку?
  4. Что было с рынком, с регулированием и внешними факторами?

Это только часть вопросов. Сделайте 3-4 и более слайдов для погружения в контекст. Это крайне важная часть презентации, не экономьте слайды, они бесплатны.

3. Определите продукт вашего отчета или по-другому полезное изменение

-4

Принято результат оценивать в показателях, но не только цифры показывают реальный прогресс. Колумб плыл в Индию, а приплыл в Америку. Причем как и в случае с Колумбом, далеко не всегда очевидна ценность полученного результата.

Точно также часто бывает так, что в процессе реализации проекта финальные показатели получились хуже, чем планировалось. Однако, позитивное изменение между начальной и конечной точкой может быть намного ценнее.

Результаты важны, но позитивное изменение системы важнее!

Ваша задача на этом шаге подумать вот на тему изменений:

  1. Как было на момент моего старта и как стало после?
  2. Чего мы не умели или не знали и теперь умеем и знаем?
  3. Чего не было, а теперь есть?
  4. Какими были процессы и какими они стали?
  5. Какой была команда и какой она стала?
  6. На что мы делали ставку тогда и на что делаем сейчас?
  7. Каких возможностей у нас не было и какие есть сейчас?
  8. Какое главное позитивное изменение произошло за это время? В чем оно состоит?

Все эти вопросы – подсказки. Ваша задача нащупать ценное позитивное изменение от начальной точки к конечной. Это и будет продуктом вашей презентации, про это и надо будет рассказывать.

4. Определите главное ограничение или главный барьер

-5

Вот теперь внимательно следите за логикой:

  1. Вы нашли позитивное изменение, которое ценно само по себе.
  2. Но любое позитивное изменение – это прорыв, который случился после преодоления какого-то ограничения или барьера.

Теперь ваша задача найти это ограничение и сформулировать его:

  • Что было НЕ ТАК в начальной точке? То нам мешало?
  • С чем мы столкнулись, прежде чем получилось сделать позитивное изменение?
  • Какую проблему ранее не получалось решить, а нам удалось? За счет чего?
  • Какой главный барьер нам удалось преодолеть? Какую инерцию победить?

Сформулируйте как можно точнее – это ваша проблематика, которую вы используете в сценарии. Подробно распишите.

5. Опишите, что вы на самом делали, чтобы преодолеть это ограничение

-6

Опять следите за логикой:

  1. Вы смогли добиться качественного изменения от начальной точки к конечной за ваш проект или выбранный период времени
  2. Чтобы добиться этого изменения, вам пришлось победить главное ограничение или барьер
  3. Чтобы победить этот барьер, вы совершали определенные ДЕЙСТВИЯ. Вы находитесь сейчас в этой точке размышления

Теперь опишите, какие действия вы совершали, чтобы победить ограничения, которые привели в результате к позитивному изменению?

Подсказка: эти действия и есть то, чем вы занимались в этом проекте или за год. Просто надо правильно расставить акценты. Сначала показывайте действия, которые устраняли ограничение.

6. Всю собранную информацию соберите в сценарий

Теперь изложите все в правильной последовательности:

  1. Какова была ситуация на момент старта?
  2. Что было НЕ так с этой ситуацией?
  3. В чем состояла проблема и главный барьер? Какое главное ограничение?
  4. Как вы преодолели это ограничение? Какие действия совершали?
  5. Какие результаты были достигнуты?
  6. Какое главное позитивное изменение произошло в итоге?
  7. Каковы были показатели? Почему не удалось их выполнить?
  8. Какие новые возможности открываются в будущем? Как можно использовать текущие результаты и позитивное изменение?
  9. Что нужно сделать, чтобы развить успех?

Вот вам шаблон проблемного отчета, который я показываю на корпоративных тренингах

Паттерн-шаблон проблемного отчета
Паттерн-шаблон проблемного отчета

Если вам интересно получить пример подобной презентации, напишите мне на почту start@fastvisuals.ru. Также я провожу корпоративные тренинги, где подробно разбираем различные виды отчетов, а также продуктовые презентации и презентации для выступлений