Найти тему
Искусствовед Успенский

Вечная тема любого художника

Она же самая очевидная - вид из окна мастерской. У меня мастерская на Петроградке, из единственного окна видны крыши и кусочек Большого проспекта, а если присмотреться - блестит иголка шпиля Петропавловки среди небесных стогов.

В 2016-м я решил подойти к заоконному виду основательно и приготовил холст панорамного формата - 140 см по длине. Рассчитал его, исходя из эскиза, чтобы влезло все, что меня радует.

-2

Когда мне нравится рисунок, обычно и дальше все идет неплохо. Нарисованная композиция выглядит полноценно и без цвета, мне любопытно наблюдать процесс и я иногда делаю фотофиксацию.

-3

На стадии подмалевка рисунок "портится", теряет точность и прочность, живопись берет свое - распределяет тона, размывает границы, задает контрасты. Обычно я начинаю без белил, акварельно закрывая большие плоскости, радуясь свободному разливу прозрачного масла.

-4

Этот фотография сделана в то же время, когда холст был в работе и намеренно ее формат подогнан под живопись - так виднее разница между оптикой аппарата и глаза.Ну и, конечно, детали проходят отбор и не все остаются в финишной версии - нет такой документирующей задачи.

-5

Это - первая версия пейзажа. Хотелось дать гамму серого питерского дня, он же вечер, он же утро, он же белая ночь. Даже показал было в таком виде на небольшой выставке, и там же решился переделать. Прямо на стене, на которой висела работа в зале, взял и переписал небо, увел его в такой грозовой, чернильный оттенок, с покушениями на темно-синий цвет, который любил Джотто. Сразу появился звонкий контраст.

А. Успенский. Крыши Петроградки. 2016. Холст, масло. 55х140.
А. Успенский. Крыши Петроградки. 2016. Холст, масло. 55х140.

В обновленном уже виде этот пейзаж я показывал на выставке в Волгоградском музее. А только что выяснилось, что после моей выставки в музее Белгорода, работа будет принадлежать к замечательной музейной коллекции. Я предложил два питерских пейзажа на выбор - просили "характерные"- и открытым голосованием работники художественного музея выбрали "Крыши Петроградки". Буду готовить холст к путешествию на место постоянного жительства.

А. Успенский. Март. 2018. Холст, масло.
А. Успенский. Март. 2018. Холст, масло.

Но тема "вид из окна" не зря названа вечной - два года спустя я написал зимне-весенние крыши, на которые эффектно ложилась полоса от мартовского солнца, протиснувшегося между двумя домами.

Наверное, если было бы не лень каждый раз повторять уже знакомый рисунок этого вида из окна мастерской, я бы написал и осенний, и полностью зимний пейзаж. Зато фотографирую его постоянно.

графика:

12 видов Петербурга

Остров Ре

Париж

Каталония

живопись:

Белые ночи и цветной Петербург

Гурзуф

Крым

Павловск и Петербург

Прованс