Во многих магазинах сети Пятерочка уже давно установлены кассы самообслуживания или КСО, как их называют сотрудники сокращенно. Принцип действия этих касс прост и призван облегчить труд обычных кассиров и разгрузить очереди в часы пик.
Но вот парадокс - именно в часы пик эти кассы самообслуживания не работают. Почему так? Давайте разбираться...
Коротко о КСО
В зависимости от пропускной способности магазина и от месячной выручки количество касс самообслуживания может варьироваться от одной до нескольких штук.
Принцип действия КСО довольно прост - человек набирает товар в корзинку, подходит к кассе и поочередно сканирует товар самостоятельно. Тут же можно добавить в чек пакет, а также товары без штрих-кода - выпечка, чай и кофе из специального аппарата. Все это выбирается в меню программы. Также при работе с кассой самообслуживания возможно списать баллы с выручай-карты или просто ее просканировать, чтобы эти самые баллы зачислились. Естественно, оплата только банковской картой.
После оплаты покупателю выдается чек, с которым он покидает магазин. Стоит отметить, что на выходе никто не проверяет чек и количество продуктов. Да и как это сделать на практике, я не представляю.
Но далеко не все продукты можно оплатить через КСО. Сюда относятся следующие категории:
- весовой товар - фрукты, овощи, конфеты;
- сигареты;
- алкогольная продукция;
- энергетики.
Стоит отметить, что энергетики в нашем регионе продаются с 18 лет, поэтому если оплачивает молодежь, кассир должен удостовериться в возрасте покупателя. Если рядом с кассой самообслуживания есть консультант, то он может убедиться в совершеннолетии покупателя и одобрить ему покупку. Также это работает с пивом и другими алкогольными напитками, которые продаются без акцизной марки.
Табак и акцизку на КСО не пробить. По крайней мере это было так, когда у нас еще стояла такая касса самообслуживания. Впоследствии ее убрали.
По инструкции на кассе самообслуживания должен находиться дежурный сотрудник, чтобы оказывать помощь в оплате продуктов. Но осуществить это не всегда реально, особенно если в смене всего 2 кассира. Кого поставить на КСО???
Почему касса самообслуживания не работает?
Думаете, система нестабильна и часто выходит из строя ПО? Нет. Касса самообслуживания работает идеально. А вот отключена она бывает лично директором или администратором.
Причина проста - воровство. Народ смекнул, что можно подойти к кассе самообслуживания с телегой продуктов, но оплатить лишь минимальную часть из них, а остальное можно просто вывезти бесплатно. Никто ведь проверять не будет.
Такой подход практикуется именно в часы пик, когда все кассиры заняты, консультанта нет рядом. И таким образом в магазине образовываются массовые недостачи.
Руководство дало добро на отключение касс, если за ними некому следить. В нашем случае ее просто демонтировали, потому что она приносила минимум выручки - только молодежь кружилась возле этой кассы, набрав себе кучу чипсов и напитков, а оплатив одну жвачку.
В других магазинах, возможно, КСО более востребованы, но все равно я лично встречал такое, что касса временно не работала, а все кассиры заняты на своих обычных кассах.
Так что всему виной именно люди, а не "злые сотрудники Пятерочки", которые якобы отключают кассы из-за вредности.