Глобальная торговая система находится в процессе значительных изменений, которые смещают международные цепочки поставок на несколько десятилетий вперед.
Эти изменения обусловлены двумя основными факторами. С одной стороны, компании, вынужденные столкнуться перебоями в доставке и резкими скачками цен, стали сокращать зависимость от одного завода или страны. С другой стороны, правительства, особенно в США и Европе, стремятся обеспечить доступ к ключевым материалам, таким как полупроводники и редкоземельные минералы, на случай, если мировая торговля расколется на геополитические блоки.
Несмотря на разговоры о конце глобализации, трансграничная торговля продемонстрировала удивительную устойчивость во время катаклизмов. За последние три года доля мировой торговли снизилась незначительно.
Рост геополитической напряженности между США и Китаем стимулирует разделение между крупнейшими экономиками мира по секторам. Стоимость американского импорта китайских товаров и услуг достигла рекордных значений в 2022 году. Согласно анализу Чада Боуна, старшего научного сотрудника Института международной экономики Петерсона, в прошлом году импорт товаров в США из Китая, на которые распространяются тарифы, сократился примерно на 14% по сравнению со уровнем 2017 года, существовавшим до торговой войны.
За последние пять лет американские тарифы, экспортные ограничения и субсидии убедили американские компании выводить производство за пределы Китая.
Общая доля китайского импорта в США снизилась примерно на 3% с 2018 года, когда бывший президент Дональд Трамп ввел тарифы на тысячи китайских товаров. За это время Китай уступил часть своей доли в общем объеме импорта США другим азиатским странам-экспортерам, таким как Вьетнам, Индия, Тайвань, Малайзия и Таиланд.
Китайские производители, желая уклониться от американских тарифов и сократить свои цепочки поставок, открывают предприятия во Вьетнаме, Таиланде и Мексике. Последняя становится основной альтернативой Китаю и для поставок в США.
Импортеры и экспортеры стремятся занять промышленные площади Мексики, уже заполненные на 97,5%. Спрос на склады и другую промышленную недвижимость остается высоким вдоль границы США, особенно в районе Тихуаны, где уровень вакантных площадей в промышленности приближается к нулю.
Политика Джо Байдена по улучшению торговых отношений с Европой приводит к большей зависимости США от импорта из Европы, чем от Китая. Поворот произошел после отмены пошлин на двустороннюю торговлю на сумму $21,5 млрд в 2021 году, приостановки спора о производстве самолетов, датируемого 2004 годом, и начала переговоров о сокращении перепроизводства стали и алюминия. В течение последних двенадцати месяцев стоимость американского импорта из Европы увеличилась почти на 13%, тогда как импорт из Китая вырос всего на 6%.
Производители смартфонов, такие как Apple Inc., работают над сокращением своей зависимости от Китая из-за усиления торговой войны между Вашингтоном и Пекином. За последний год Apple утроила объем производства в Индии, выпустив там iPhone на сумму более $7 млрд.
Вьетнам становится еще одним центром для компаний, желающих диверсифицировать свою работу вдали от Китая. За последние семь лет контейнерный импорт вьетнамской мебели из США вырос на 186%, для сравнения импорт из Китая вырос всего на 5%. Согласно Descartes Systems Group Inc., на Вьетнам в настоящее время приходится половина общего объема экспорта китайской мебельной продукции в США.
Политика Пекина в отношении производства автомобилей привела к тому, что Китай стал крупнейшим экспортером электромобилей после Германии. В этом году доля электромобилей и гибридов в общем объеме поставок автомобилей из Поднебесной составит около 40%.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и заходите на наш сайт, чтобы увидеть больше интересных материалов!