Найти в Дзене

Отзыв / изъятие продукции

Оглавление

В прошлый раз мы рассматривали элемент по работе с обращениями. Оставив вопрос отзыва открытым.

Вот пришло время рассмотреть данный вопрос.

Многим известна ситуация, когда автомобильная компания «ХХХ» заявляет о необходимости владельцам марки «СССС» 20NN года выпуска, обратится к дилерам для замены «YYYYYYY». Это один из элементов в системе отзыва продукции, потому что были выявлены какие-то несоответствия во время монтажа или во время работы каких-то узлов. При внедрении системы менеджмента, основанных на принципах HACCP, в пищевых организациях также необходимо внедрить систему изъятия / отзыва продукции.


Для начала давайте определимся, что такое отзыв.

«Отзыв продукции, как изъятие несоответствующего продукта с рынка, из торговой сети и складов, оптовых баз и/или баз клиентов по причине того, что продукт не отвечает установленным стандартам».

Требование по необходимости внедрения процедуры отзыва закреплено в двух документах:

«Организация должна обеспечивать своевременное изъятие / отзыв партий конечных продуктов, которые были идентифицированы как потенциально небезопасные, путем назначения компетентного (-ых) лица (лиц), имеющего (-их) полномочия инициировать и осуществлять изъятие / отзыв продукции».
п. 8.9.5 ISO 22000:2018

«Организация должна внедрить системы, обеспечивающие, чтобы продукция не отвечающую требованиям к безопасности продуктов питания, можно было идентифицировать, найти и удалить из всех необходимых звеньев логистической цепочки».
п. 15.1 ISO/TS 22002-1:2009


Многие организации не могут (не хотят) объективно оценивать возможные риски
(как оценивать риски и возможности рассматривали в статьях посвященных контексту организации).

Как правило, организация начинает считать денежные затраты на сырье, материалы, хранение и производство готовой продукции, зарплату сотрудникам и т.д. Но в данном случае возникают риски не только финансовые, но в первую очередь – репутационные.


В качестве примера, просчета в оценке рисков, хочу привести компанию Cadbury:

«В 2006 году на фабрике крупнейшего британского производителя шоколадных изделий в графстве Херефордшир, произошла вспышка сальмонеллеза, в результате чего инфекцию подхватили около 30 человек, а свыше миллиона шоколадных изделий "Кэдбери" были изъяты из продажи по всей стране.

В 2007-м Cadbury признала свою вину в суде по шести пунктам обвинения, среди которых: недостаточное обеспечение гигиены на производстве, отсутствие должной дезинфекции и ремонта помещений фабрики. В итоге суд Бирмингема оштрафовал производителя шоколада более чем на $2 млн.»

На данный момент Cadbury – это только брэнд, а сама компания была куплена за символичные деньги.

Каждая организация самостоятельно определяет свой путь, и давайте разбираться что необходимо сделать чтобы не повторить судьбу Cadberry.

Репутационные риски обязательно необходимо рассматривать при анализе рисков и возможностей. Что это такое анализ рисков и возможностей было рассмотрено в соответствующих статьях.
Для понимания, что именно необходимо учесть при отзыве, вернемся к требованиям п. 8.9.5 международного стандарта ISO 22000:


«Организация должна создать и поддерживать документально подтвержденную информацию для:
а) уведомления соответствующих заинтересованных сторон (например, нормативных и законодательных органов, клиентов и/или потребителей);
б) переработки изъятых / отозванных продуктов, равно как и продуктов, все еще находящихся на складе;
в) определения последовательности предпринимаемых действий.».

Стандарт ISO 22000:2018


Исходя из рассмотренных требований давайте обратим внимание на схему проведения отзыва / изъятия, представленная на рисунке 1.

Вы ознакомились с началом статьи, посвященной отзыву / изъятию продукции.

Из полной статье Вы узнаете:
- Отзыв, как обязательный элемент при производстве продукции;
- Определение отзыва;
- Требования к отзыву в ISO 22000 и ISO/TS 22002-1;
- Влияние отзыва на репутацию компании;
- Репутационные риски;
- Последовательность отзыва продукции (схема);
- Описание последовательности отзыва продукции;
- Наличие системы прослеживаемости при отзыве;
- Тренировочный отзыв;
- Оформление документов (документированно-подтвержденной информации);
- Распределение ответственности при отзыве;
- Информация по отзыву и анализ со стороны руководства.

Что бы приобрести полную версию статьи обращайтесь в комментариях или заполните анкету на сайте


Также в качестве выводов по статье приведу, что процедура Отзыв / изъятие продукции позволяет определить:

- взаимодействие с поставщиками и покупателями (внешний обмена информации): скорость взаимодействия, наличие контактов поставщиков и покупателей;

- взаимодействие между подразделениями в компании (внутренний обмен информации) – порядок и скорость информирования группы HACCP о поступившей жалобе или результатах проведенных исследований при входном контроле или контроле готовой продукции;

- насколько полно проведена оценка рисков и возможностей в соответствии с п 4 ISO 22000;

- заинтересованность организации по выпуску безопасной продукции, не только на бумаге (цели в области системы безопасности пищевой продукции), но и по факту – проведение реального отзыва;

- необходимость закрепления всех требований стандартов во внутреннем документе организации (стандарт, процедура, инструкция, положение, приказ и т.п.)