Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2023 года. Мартовская эйфория сменяется грустью: месячный профицит 181 млрд руб. сменился апрельским дефицитом 1 трлн руб. Причины профицита и дефицита обусловлены темпами бюджетных трат: в марте Минфин притормозил и потратил 2,3 трлн руб., в апреле ускорился и израсходовал 3,1 трлн руб. С начала года Минфин перевыполнил первоначальный годовой план по дефициту 2,9 трлн руб. и получил 3,4 трлн руб.
Вся представленная информация – личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Доходы с начала года достигли 7,8 трлн руб. Ежемесячные поступления сократились до 2,1 трлн руб. в апреле против 2,5 трлн руб. в марте. В апреле поступили 185 млрд руб. налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД. Доходы месяца составляют 1,9 трлн руб. без этого платежа. Для выполнения годового плана по доходам 26,1 трлн руб. бюджет должен получать 2,3 трлн руб./месяц в оставшемся периоде. В январе-апреле 2022 года бюджет получил 10 трлн руб. доходов.
Нефтегазовые доходы за апрель составили 648 млрд руб. в сравнении с 688 млрд руб. в марте. В апреле поступил НДД по итогам 1 квартала 2023 года 185 млрд руб. и дополнительный НДПИ Газпрома 50 млрд руб. Без этих перечислений результат апреля: 412 млрд руб. С начала года сумма нефтегазовых доходов достигла 2,3 трлн руб. в сравнении с 4,8 трлн руб. в январе-апреле 2022 года. Традиционно вносят сумятицу крепкий рубль и дешевая нефть. Темной лошадкой стала Urals: средняя цена в апреле 58,63 долл. США/баррель. Это больше стоимости Brent c дисконтом в новой бюджетной формуле: 50,89 долл. США/баррель = 84,89 долл. США/баррель - 34 долл. США. В мае бюджет может получить 0,8 трлн руб. нефтегазовых доходов: выбирается большая из котировок. Годовой план 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов достигается при средней цене Brent 85 долл. США/баррель и среднем курсе 84 руб./долл. США за май-ноябрь 2023 года. Бюджет рискует недополучить 1,5 трлн руб. при курсе 76 руб./долл. США и стоимости Brent 77 долл. США/баррель. Чем дольше котировки остаются на текущих уровнях, тем выше риск невыполнения плана. Маловероятно, что цена Urals останется высокой при падении Brent. Дисконт Brent в бюджетной формуле сокращается в следующие месяцы, поэтому результат для бюджета может оказаться печальным в долгосрочном периоде.
Бюджет получил 0,7 трлн руб. НДС в апреле. Поступления за январь-апрель 2023 года: 3,4 трлн руб., что превышает 3,1 трлн руб. января-апреля 2022 года. Бюджет должен получать 0,9 трлн руб./месяц для достижения цели 10,4 трлн руб. годового плана по внутреннему и внешнему НДС.
Налог на прибыль оказался в допустимых пределах: +221 млрд руб. в апреле против +318 млрд руб. в марте. Результат с начала года: +561 млрд руб. Необходимо получать 0,1-0,2 трлн руб./месяц для достижения годового плана 1,6 трлн руб.
НДС и налог на прибыль в сумме превысили нефтегазовые поступления за январь-апрель 2023 года: 4 трлн руб. против 2,3 трлн руб. Доля нефтегазовых доходов упала до 29%. Радоваться рано: причина в падении цены нефти и крепком рубле.
Любопытно сравнить динамику бюджетных расходов, поступлений НДС и налога на прибыль. Усложняет анализ отсутсвие разделения НДС на внутренний и внешний. Создается впечатление, что динамика налогов коррелируют с бюджетными расходами с лагом 1-2 месяца. В мае-июне должны вырасти поступления НДС и налога на прибыль, если логика верна. Сокращение госрасходов может негативно отразиться на бюджетных поступлениях и дефиците. Выводы делать рано, но стоит обратить внимание на такую возможность.
Дефицит бюджета с начала года достиг 3,4 трлн руб. в сравнении с первоначальным годовым планом 2,9 трлн руб. Маловероятно, что такое перевыполнение будет сопровождаться откупориванием шампанского и вручением памятных подарков. Ситуацию исправит увеличение доходов бюджета или сокращение темпа трат.
ГИС "Электронный бюджет" реабилитировался как источник оперативной информации: 29 апреля цифра расходов вплотную приблизилась к 11 трлн руб. по данным портала. Минфин отрапортовал о расходах 11,2 трлн руб. за январь-апрель 2023 года. Новый плановый дефицит на 2023 год достиг 3,8 трлн руб. по данным портала ГИС "Электронный бюджет": влияет рост расходов до 29,9 трлн руб. Расходы января-апреля обеспечили 37% этой цифры. Либо деньги тратятся с опережением и темпы будут снижаться, либо 29,9 трлн руб. – не конечная сумма.
Высока вероятность, что часть расходов бюджета заявлена, но еще не потрачена. Средств от размещений ОФЗ и произведенных перечислений из ФНБ недостаточно для покрытия дефицита:
- Нетто-выручка от размещений ОФЗ в январе-апреле 2023 года: 0,7 трлн руб.
- Средства ФНБ, включая декабрьские 1,6 трлн руб.: 2 трлн руб.
Для покрытия дефицита 3,4 трлн руб. не хватает еще 0,7 трлн руб. Минфин будет ожидать поступления средств на такую сумму, чтобы провести платежи. Непросто нагнать отставание без сокращения скорости расходования средств, увеличения заимствований на рынке или роста доходов бюджета. Последнему могут помочь не только слабый рубль и дорогая нефть, но и свежие налоговые инициативы.
Качели продолжаются: ситуация изменилась с "вполне ничего" до "тревожно". Продолжается хождение по канату, но ветер пока не раскачал эквилибриста: ликвидная часть ФНБ 6,8 трлн руб. на комфортном уровне без резкого роста расходов.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.
#финансы #экономика #бюджет